Толк новости
Экономика |

Глава "Аникса" объяснил, как сети и поставщики формируют цены и условия работы

Производители и торговые сети по-новому договариваются о сроках поставки, времени отсрочки платежей, более дешевых упаковках и, главное, ценах
Читать в полной версии ➔

Торговые сети стали организовывать встречи с алтайскими производителями товаров, чтобы понять, как в изменившихся условиях заполнять полки и устанавливать цены, сохранив бизнес и не отпугивая покупателя. Об этом рассказали глава торговой сети "Аникс" Юрий Никитин и глава краевого управления по предпринимательству Александр Евстигнеев 7 апреля во время визита в Бийск заместителя генпрокурора России Дмитрия Демешина.

Напомним, на недавнем совещании в правительстве Алтайского края глава "Бочкарей" Вадим Смагин сказал: "Мы находимся в очень сложных переговорах с торговыми сетями". И этим представил точку зрения многих производителей, которые сетуют на нежелание торговцев "двигаться" по условиям сотрудничества.

Торговые сети в целом на фоне последних событий упрекали в спекуляциях, обвиняли в чрезмерном росте цен, в отсутствии желания идти навстречу производственникам. На встрече в Бийске частично прозвучал "ответ Чемберлену" со стороны ретейла. "Толк" также выяснил у Никитина и Евстигнеева, насколько обоснованы такие претензии.

Смена условий

По словам главы "Аникса", торговая сеть уже дважды собирала встречи с разными группами поставщиков. Об инициативе "Пятерочки" пообщаться с алтайскими производителями рассказал Евстигнеев — первая сессия запланирована на текущую неделю.

Юрий Никитин привел пример найденного компромисса — с производителем сыров компанией "Киприно", у которой продукция подорожала на 14%:

"Из чего это сложилось? Да, молоко не подорожало. Но ингредиенты, например закваски, — импортные. Плюс пленка, в которую они упаковывают сыр, трехслойная тоже импортная, ее просто нет. Договорились, что можем паковать в пленку, которая дает не 120 дней хранения, а, допустим, 40. А мы берем обязательство обеспечить продажу их продукта за это время. Тогда они смогут снизить цену".

Ни вашим, ни нашим

По словам Никитина, главный вопрос, который они ставят на встречах с производителями: как обеспечить доступность товаров на полках магазина?

"Мы не стоим на позиции "ни шагу назад". Нам невыгодно, чтобы производитель не смог изготовить товар, мы не смогли разместить и полка опустела", — говорит он.

Сейчас главная проблема, о которой говорят поставщики, — длительность отсрочки оплаты в договорах с сетями. Ранее она составляла до 40-60 дней. Сегодня производители просят сократить этот период, так как у них из-за необходимости платить за сырье 100-процентную предоплату (раньше у них самих были отсрочки) стали возникать кассовые разрывы, появился острый дефицит оборотных средств. Ранее Смагин рассказывал, что региональная "Мария-Ра", в отличие от федеральных сетей, единственная оказалась готова двигаться по времени отсрочки.

Но Юрий Никитин объясняет, какова логика принятия решений:

"Мы говорим: "Хорошо, у нас есть деньги, мы готовы двигать время отсрочки, или платить в момент получения товара, или даже делать предоплату, но давайте тогда обсуждать цену". Мы готовы договариваться при взаимном движении навстречу".

Александр Евстигнеев предлагает не забывать, что речь идет о бизнесе, "который создан, чтобы извлекать прибыль".

"Формирование цены основано на себестоимости, оценке производителем своего продукта. Каждый участник на каждом этапе имеет свою добавочную стоимость".

Но Юрий Никитин подчеркивает — в конечном итоге все решает только рынок, потребитель:

"Чего бы ни хотели мы или производители, но если покупатель придет и увидит слишком дорогой продукт, то он ничего не купит — и тогда ни вашим, ни нашим. Все регулирует рынок. То есть тут определяющим является не наше желание заработать, а определение такой цены, которая является адекватной рынку, спросу, качеству конкретного производителя. Если мы ошибаемся, продажи не идут".

Накручивают посредники

Александр Евстигнеев говорит, что нет таких торговых сетей, в том числе федеральных, которые бы отказывались от взаимодействия.

"Но "Аникс" и "Мария-Ра" находятся в регионе. У других сетей или здесь есть представители, или ближайший офис — в Новосибирске. То есть путь немного длиннее, но мы пытаемся за счет своих возможностей связи выстраивать", — объясняет он.

По мнению Евстигнеева, важный фактор, влияющий на цену в магазинах, — короткая цепочка "производитель сельхозпродукции — переработчик — торговая сеть".

"Это идеальная схема. Но нередко возникают различные посредники, и тогда идет увеличение цены и отношения складываются чуть сложнее", — говорит он.

Спрос устаканился

В первое время после начала событий на Украине у сетей не было физической возможности поддерживать полное наличие продуктов на полках из-за взлетевшего в 3,5-4 раза спроса, рассказал Никитин. В "Аниксе" — собственные цеха фасовки, их переводили на круглосуточный режим работы. За две недели удалось восстановить запасы, теперь они составляют месяц.

"Спрос начинает устаканиваться. В период ажиотажа мы фиксировали продажи в 9-10 тонн в день, сейчас снизились до 4 тонн", — рассказал глава "Аникса".

Он не исключает, что по некоторым группам товаров, стоимость которых зависит от курса валют и которые значительно подорожали, может произойти "отскок" по цене. Но это будет касаться следующих объемов поставок.

Читать в полной версии ➔