Не блины печём: в ФНС ответили на острые вопросы о Едином налоговом платеже
Предпринимательское сообщество бурлит из-за введения с 2023 года Единого налогового платежа (ЕНП) – бизнес говорит о кошмаре в предоставлении документов, неожиданных долгах, невозможности получить обратную связь и т. д. "Толк" задал самые острые вопросы в региональное управление ФНС. Замруководителя службы Наталья Шелехова рассказала, так ли страшен "чёрт", зачем в целом нужны были такие изменения и почему они усложнят жизнь должников.
Зачем ввели Единый налоговый платеж– Зачем ввели Единый налоговый платеж? Какова логика принятия этого решения?
– Для налоговых органов взаимодействие с налогоплательщиками – одна из ключевых тем. Не случайно один из слоганов ФНС – "Платить налоги легко". Служба делает очень много в этом направлении.
В ФНС заметили большое число допускаемых ошибок, нарушений при заполнении платежных документов, в результате чего денежные средства "теряются". Нередко налогоплательщики по своему разумению заполняли эти документы, но в результате деньги не поступали в бюджет. Приходилось разыскивать платежи, выяснять, какое обязательство хотел закрыть плательщик.
Только в Алтайском крае у нас на невыясненные платежи приходилось порядка 4 млрд рублей в год. Это значит, что средства несвоевременно попадали в бюджет, у плательщика возникала задолженность, начислялись пени, возникали дополнительные сложности.
Еще в 2019 году налоговая служба решила провести эксперимент и для физлиц ввела возможность уплаты налогов единым платежом, максимально сократив количество заполняемых реквизитов – стало возможно одним платежом закрыть все имущественные налоги. Эксперимент удался. Он показал, что количество ошибок снизилось, объем поступаемых в бюджет средств вырос. Поэтому было принято решение масштабировать этот эксперимент.
Кому и чем выгоден Единый налоговый платеж– Какие преимущества получило государство? И появились ли они, хоть какие-то, у плательщиков?
Преимущества для бюджетной системы страны очевидны. Это:
равномерное распределение денежных средств по уровням бюджета, своевременность поступлений за счет сокращения невыясненных платежей, сокращение сроков процедуры взыскания в отношении тех, кто злоупотребляет обязанностью по уплате налогов.Что касается налогоплательщиков, то и у них появились дополнительные бонусы. К основным из них можно отнести то, что учет поступивших платежей осуществляется с помощью системы ГИС ГМП – это значит, что платежи налоговая служба видит моментально. Соответственно, все дальнейшие действия, например разблокировка счетов, проходят очень быстро – в течение буквально одного дня. Раньше это было заметно дольше.
Сократился и срок возврата денежных средств из бюджета. Это также один день.
Кроме того, теперь плательщик может воспользоваться своей переплатой в пользу третьего лица. Раньше этот механизм был более сложным.
Определенным бонусом можно назвать исключение регламентирующего срока – ранее плательщик не мог забрать переплату, срок образования которой составлял свыше трех лет. Теперь в любой удобный момент можно ею воспользоваться, даже если с момента ее образования прошло хоть пять лет.
Также к нововведениям можно отнести то, что плательщики впервые в истории будут видеть то же, что видят налоговые органы в отношении своих обязательств перед бюджетом – через личный кабинет.
Помимо этого, происходит интеграция и с бухгалтерскими системами – например, с 1С – через предоставление доступа налоговым органам к IP. В этом случае плательщик может в этой системе видеть сальдо ЕНС, какие платежи ему предстоят, какие суммы зарезервированы, направлять, не выходя из офиса, средства для гашения того или иного обязательства.
– Дополнительный способ контролировать бухгалтерию плательщиков?
– Нет, это односторонний сервис – в том смысле, что мы никаким образом не можем видеть данные плательщика в 1С. Да нам это и не нужно, мы и так получаем достаточно информации законодательно предусмотренными механизмами. К тому же интеграция происходит исключительно при добровольном согласии плательщика.
– Можно ли говорить, что проблема невыясненных платежей исчезнет?
– Действительно, это так. Сегодня так настроены процессы, что как бы ни заполнил плательщик платежный документ, если он в нем укажет свой ИНН, то деньги попадут на его Единый налоговый счет (ЕНС) и будут распределены по алгоритмам, предусмотренным законом. Практически исключена возможность "потеряшек".
Уведомления и сроки– Бухгалтеры предприятий говорят, что наступил бюрократический ад. Раньше были два срока – подачи деклараций и платежа. А сейчас еще добавились уведомления. Так ли страшен чёрт, как его малюют?
– Не готова согласиться с плательщиками в полной мере. Это действительно новшество, а новое всегда пугает, пока оно не вошло в обиход и не стало знакомым. Но давайте по порядку.
Действительно, введен унифицированный календарь. Это удобно, потому что не нужно вспоминать даты: 15, 20, 25, 28-е числа – слишком много у нас было сроков уплаты налогов. Теперь дата одна – 28-е число.
Звучат опасения, что одномоментно нужна будет вся сумма для оплаты. Отнюдь. Точно так же плательщик может до 28-го числа "забрасывать" на свой ЕНС денежные средства – 15, 20 или 25-го числа. 28-го они поступят в бюджет.
Теперь что касается уведомлений. Нельзя говорить, что это какая-то дополнительная обязанность. Мы же помним, что у нас до этого были платежные документы с невообразимым количеством реквизитов. Сегодня уведомления содержат всего пять реквизитов, что в 2,5 раза меньше, чем прежде.
Уведомления – многострочные. Можно в одном указать все суммы налогов. Если вы знаете, что у вас, скажем, транспортный налог или налог на имущество в течение года меняться не будут, вы можете указать все периоды уплаты и больше к этим налогам не возвращаться.
Опять же уведомление требуется только в том случае, если по данному налогу не сдается декларация, то есть срок оплаты наступает раньше. Это присуще авансовым платежам, не всем. Простота заполнения уведомлений, на мой взгляд, снижает нагрузку. Потребуется время лишь на то, чтобы наработать привычку заполнения.
Если плательщик боится промахнуться, то может сформировать уведомление даже в отношении тех налогов, по которым подаются декларации. Но верными будут считаться суммы, указанные в декларации.
Единственное, что нужно помнить, – законодатель в дисциплинирующих целях принял норму, которая предусматривает штрафные санкции за несвоевременное предоставление уведомлений. Почему? Если вы не предоставили уведомление, денежные средства останутся на ЕНС и 28-го числа не распределятся. То есть бюджет пострадает и не сможет выполнять свои обязательства в полной мере.
Как распределяются деньги с Единого налогового платежа– В организациях говорят, что прежняя система давала возможность быть более гибкими в сроках и суммах платежей. Бухгалтеры рассказывают: раньше можно было по одному налогу чуть больше зачислить, а по другому придержать платеж. Сейчас это невозможно. Действительно ли система стала менее гибкой?
– Я так понимаю, об этом говорят плательщики, у которых возникают кассовые разрывы и им хотелось бы в приоритетном порядке закрыть, например, НДФЛ. Сегодня это действительно невозможно. Алгоритм распределяет денежные средства с ЕНС пропорционально между налогами и бюджетами. Конечно, тем плательщикам, которые образуют недоимку, это не совсем удобно. Новый закон более жёсток по отношению к неплательщикам.
В чем тут логика? Если плательщик перечисляет средства только на НДФЛ или только на НДС, то в приоритете оказывается какой-то один бюджет. Введением ЕНП законодатель решил проблему приоритезации поступлений в тот или иной бюджет. Средства между уровнями бюджетов делятся пропорционально – если у плательщика их не хватает, то недополучит в равной степени каждый из них.
В этом вся соль – больше нельзя направить деньги на конкретное обязательство, притом что по другому возникнет долг.
Но такая возможность появляется, если есть переплата, – ее плательщик может зарезервировать под любой налог.
– То есть переплата не будет распределяться пропорционально уровням бюджета?
– Нет. Переплата находится в "кошельке". Но плательщик может сказать: "Хочу эти денежные средства направить на оплату транспортного налога". Их сразу перечислят в определенный бюджет. Но если вдруг после этого у плательщика возникнет долг, то из бюджета, в которые он направил средства, их изымут и вновь распределят пропорционально. Никакой бюджет не должен страдать.
Почему возникли долги после введения ЕНП– Звучат опасения, что организация заплатит налог и все равно останется должна. После новогодних праздников предприниматели писали в соцсетях, что в декабре сверили все данные, заплатили налоги, а в январе обнаружили, что должны. Другие плательщики переживают, что останутся должны в будущем. Насколько оправданны такие страхи?
– Пока, я считаю, в большинстве случаев это действительно только страхи. Возможно, они основаны на каких-то издержках переходного периода. Но даже самая хорошая хозяйка с огромным опытом, которая печет блины, не застрахована от того, что первый блин у нее выйдет комом. А мы говорим не о блинах, а об огромных изменениях в законодательстве.
Центральный аппарат ФНС разработал программное обеспечение, которое сегодня внедряется. Бывает, что случаются накладки, но мы очень оперативно их решаем. Последние два месяца налоговые органы работают без преувеличения в режиме 24/7. Просьба понять это.
Какие возникают сложности? Был предусмотрен переходный период – государство позаботилось о региональных и местных бюджетах и предусмотрело для них защитный механизм, чтобы они не пострадали на начальном этапе.
Было предусмотрено резервирование по тем налогам, которые предусматривают авансовый платеж. Поскольку у налоговых органов не было понимания, вся ли сумма на счете приходится на авансовый платеж или не вся, было принято решение сохранить денежные средства в конкретном бюджете – региона или муниципалитета. Эти деньги оказались зарезервированы.
Их разрезервируют, когда от плательщика поступит декларация. Будет сравниваться зарезервированная на 1 января переплата с тем, что покажет плательщик в декларации. Если какая-то сумма переплаты имеет место быть, вся она "поднимется" на ЕНС плательщика. Это мера – только на переходный период. Его нужно пережить. Лишь только его.
– Сколько будет длиться этот переходный период?
– В зависимости от налога. Первые вопросы уже были сняты 28 января. Самая дальняя дата – 25 марта, когда будут сданы последние декларации, годовые.
– То есть если сейчас у плательщика стоит минус…
– …это не обязательно означает, что это именно долг.
– Каким должен быть порядок действий такого плательщика? Он увидел минус у себя – что ему делать? Впадать в панику, бежать в инспекцию?
– Первое, что я посоветовала бы, – обратить внимание на свой личный кабинет. Там в реальном режиме отражается 90% операций – зарезервированные суммы, суммы предстоящих начислений и т. д. Если самостоятельно не получается разобраться, можно обратиться в инспекцию – в любом налоговом органе не откажут в помощи.
У нас есть горячая линия по вопросу сальдо ЕНС – так называемый help-центр. Есть наша традиционная горячая линия. Есть очень удобная промостраница на сайте ФНС.
Почему все платежи идут в Тульскую область– У многих вызывает интерес, почему платежи идут в Тульскую область?
– Она выбрана центром компетенций. У нас век цифровизации – все денежные средства, которые поступают от налогоплательщиков, аккумулируются в налоговых органах, ежедневно происходит распределение по бюджетам. Раньше казначейство получало платежи от каждого налогоплательщика по каждому из налогов. Сегодня ФНС формирует в разы меньше платежек – сводит все данные и едиными документами доводит до УФК Тульской области. Затем уже происходит распределение. Ни один из бюджетов никак не страдает и получает все средства.
Какие новые санкции возникли из-за ведения ЕНП– Как и за что могут наказать недобросовестных плательщиков в новой системе?
– О несвоевременном предоставлении уведомлений я уже рассказала. В остальном же как таковых новых специальных санкций не предусмотрено. Если вы несвоевременно сдали декларацию, то как раньше несли ответственность, так и сейчас. Все эти нормы прописаны.
Но я бы обратила внимание на другой момент – произошло ужесточение по отношению к должникам, особенно тем, которые накапливают задолженность.
В 2022 году процедура взыскания была такой: возник долг – началась процедура. Цепочка такая: формируется требование – взыскание за счет денежных средств – взыскание за счет имущества – альтернативные способы взыскания. Возник долг 15-го числа – запускается цепочка. Следом долг появился 20-го числа – снова запускается. Каждый раз – новая процедура. Для администрирования это было сложно.
Сегодня система упрощена – выставляется одно требование, и оно действует до перехода сальдо плательщика через ноль, то есть до погашения долга. Каждый новый долг плюсуется к прежнему, он присовокупляется к той стадии взыскания, на которой в этот момент находится налоговый орган. Например, если взыскание идет через банк, значит, в нем узнают об увеличении долга в тот же день, если у приставов за счет имущества – передаем документы им.