Алтайским угольщикам с большими амбициями подвели новую дорогу на деньги бюджета
К единственному в Алтайском крае угольному месторождению – Мунайскому разрезу – в 2022 году построили обводную дорогу за 130 млн рублей, это деньги так называемого инфраструктурного – льготного для региона – кредита, выданного из федерального бюджета, следует из отчета министра промышленности края Вячеслава Химочки. По его данным, добыча угля на разрезе за четыре года увеличилась с 46 тыс. до 90 тыс. тонн. При этом предприятие еще ни разу не вышло на прибыль, и не в последнюю очередь, рассказывали ранее собственники, из-за огромных долгов муниципалитетов и невозможности полноценно пробиться на рынок поставок угля им.
Кто работает на Мунайском разрезеМунайское месторождение расположено в Солтонском районе. Здесь добывают бурый уголь. На месторождении работают два связанных через собственников предприятия – "Мунайский разрез" и СДК. Действующие владельцы зашли на площадку, следует из данных СМИ и ведомств, в 2018 году.
В начале 2019 году один из собственников Юрий Анцупов рассказывал, что компания вложила уже порядка 300 млн и планировала в ближайшие два-три года инвестировать еще 300-500 млн рублей. Химочка весной этого года сообщил о намерении собственника вложить до 2030 года 700 млн.
Новая дорога была необходима, поскольку до этого уголь возили прямо по селу Сузоп.
Владельцами "Мунайского разреза" и "СДК" являются Евгений Тростянецкий, Юрий Анцупов и Роман Маршев (по данным ЕГРЮЛ). У первого бизнес-активы есть в Москве, Воронежской области и Алтайском крае, некоторые из них связаны с компаниями Юрия Анцупова, который долго работал в Приморском крае и сохраняет там интересы и сегодня. Анцупов – бывший советник экс-губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, долю в алтайском угольном предприятии он приобрел в 2018 году.
Выручка "Мунайского разреза" с 2018 года только растет, однако с прибылью компания не сработала с того времени ни разу. В 2022 году убыток составил 1,4 млн рублей. Однако это заметно лучше, чем за год до этого, когда предприятие ушло в минус 189 млн. "СДК" также при растущей выручке на прибыль не выходит: в 2022 году при обороте в 156 млн рублей компания получила убыток в 55 млн. "Сплошной темный лес"Среди потребителей мунайского угля, по данным на 2022 год, – 20 районов и городов края.
"Сейчас мы около 100 тысяч тонн в год извлекаем, хотя с легкостью могли бы на полмиллиона выйти. И во многом обеспечить энергобезопасность региона, о необходимости которой постоянно говорят краевые власти", – говорил ровно год назад "Комсомольской правде" Юрий Анцупов.
Он называл, по сути, две главные причины, сдерживающие развитие. Первая – долги получателей угля за поставленное топливо.
"Некоторые администрации районов и МУПы <...> взялись вдруг не платить за поставленный уголь: мол, денег нет, но вы держитесь. А чем нам "оборотку" пополнять, в кредит, что ли, залезать? Нужно закупать резко подорожавшие запчасти, платить транспортникам, за энергию, налоги, зарплаты. Нам более 140 млн должны, из судов не вылезаем", – рассказывал Анцупов "Комсомолке"
Это "Алтайской правде" в 2021 году подтверждали также Роман Маршев и глава района Михаил Лудцев. На тот момент из 20 муниципалитетов за отапливание соцобъектов не должны были только два района. По мнению Маршева, это происходило из-за износа теплосетей и котельных, где ремонт ведется в аврале, а не планово.
Анцупов объяснял "КП", что не спасают даже субсидии на покупку угля из края местным бюджетам:
"Проводятся совместные закупки, за которые краевое правительство также перегоняет деньги в районы. А еще МУПы получают дотации на отопление соцобъектов и исправно собирают с людей деньги. Но вместо того, чтобы рассчитаться с нами, они их на какие-то другие цели тратят. <...> А в судах еще и врут, что из центра субсидии не поступили, хотя выясняется, что они давно на районных счетах".
По мнению Анцупова, прямые расчеты края с поставщиками, минуя районные бухгалтерии, позволили бы заранее заготавливать объемы угля, резервировать транспорт. "То, как это сейчас происходит, — сплошной темный лес", – говорил он.
Вторая причина, по мнению собственников не дающая развиваться интенсивнее, состоит в сложном вхождении на аукционы. Иногда, рассказывали они, в документах конкурса прописываются условия, которые невозможно выполнить. Например, осуществить поставку 10 тыс. тонн резервного угля за пять дней. Это 143 вагона. Их невозможно найти и все оформить за предлагаемый срок. Либо в документации просят поставить только каменный уголь.
В ряде случаев угольщики сталкивались с противодействием местных властей, не желавших заключать с ними контракт. Например, в Славгороде они выигрывали конкурс.
"Приехали котлы посмотреть, а нам сходу: все убытки заплатим, только откажитесь от контракта. Мы к мэру. Тот сидит в костюме Kiton (минимум 300 тысяч стоит) и обещает доказать, что уголь плохой. Вскоре появляется липовая "экспертиза", и он разорвал с нами контракт", – рассказывал "КП" Евгений Тростянецкий.
Тем мэром был Сергей Горбунов, которого позже арестовали и осудили на 8,8 лет колонии строго режима за получение крупной взятки за определение "правильного" поставщика угля.
Были у угольщиков и вопросы к минстрою: "За несколько лет работы у нас сложилось стойкое ощущение, что решения о недопущении нас к аукционам принимаются в министерстве. В интересах определенных групп. Да и многие конкурсы, которые отсекают нас от торгов, проводятся министерством. Глава которого Иван Гилев постоянно говорит о том, как нас поддерживает".
В 2019 году и вице-премьер алтайского правительства заявлял о поддержке инвесторов: "Собственные месторождения – первоочередная задача. Это же наши предприятия, которые у нас работают, они приносят налоги, наши жители работают. Сплошные плюсы".
От прожекта к бизнес-проектуАктивно говорить о необходимости развития Мунайского разреза стали в "нулевых". Еще в 2006 году Яков Ишутин, тогда замглавы администрации края, рассказывал о добыче 60 тыс. тонн угля и перспективах увеличения объема до 300 тыс. тонн. Уже тогда, писал regnum.ru, он говорил о необходимости разработать программу развития разреза – со схемой вывоза угля, с планом строительства обводной дороги.
Позже здесь строили планы возвести конденсационную электростанцию мощностью 660 МВт – назывался объем инвестиций в гигантские 55 млрд рублей. В то время разрез входил в состав активов предпринимателя Юрия Шамкова, собственника барнаульского завода АТИ, будущего сенатора от Алтайского края, сегодня – председателя Общественной палаты Алтайского края.