Маркировка "крафтовых" производителей дала 80% прироста по объемам пива в крае
Алтайкрайстат фиксирует резкий всплеск объемов производства пива в Алтайском крае – за пять месяцев 2024 года в 1,8 раза. Причина не в реальном росте, а в том, что малые пивовары "вскрыли" свои данные, которые раньше в статистике не учитывались, рассказал 26 июля на пресс-конференции начальник Алтайпищепрома Александр Большаков.
В январе-мае 2024 года пивовары края произвели 12,4 млн декалитров (124 млн литров) напитка. Это на 80% больше, чем за первые пять месяцев 2023-го."Была введена маркировка всех крафтовых, мелких пивоварен. Теперь РАР [Росалкогольрегулирование] берет данные не просто от предприятий, а видит их через систему маркировки. Это и отразилось в статистике. Реальный объем, думаю, принципиально не вырос – просто то, что не показывалось, сейчас стало видно", – объяснил Большаков.
Суть в том, что в 2023 году сфера производства пива подверглась серьезному госрегулированию. Во-первых, с 1 сентября в стране создали реестр производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. В него должны входить все изготовители напитков, иначе они просто не смогут вести свою работу.
При этом законодатель снизил порог производительности, при котором пивовары обязаны устанавливать счетчики на своем оборудовании, писал "Интерфакс". Эти счетчики фиксируют, сколько пива произведено. Если раньше их обязаны были устанавливать те, кто изготавливал больше 300 тысяч дал в год (1 дал – декалитр = 10 литров), то сейчас – больше 100 тысяч. То есть под учет попали все малые пивовары.
Во-вторых, с 2023 года в стране начали вводить маркировку пива, в январе 2024-го она завершилась для всех видов тары и всех участников рынка.
То есть фактически у государства есть все данные о том, сколько пива в стране производится, хранится и продается.
Примечательно, что в начале июля "Толк" уже интересовался причинами взрывного роста статистики относительно объемов пива в Алтайском крае. Но тогда в ответе Алтайпищепрома на официальный запрос сообщалось, что все дело в конкурентной борьбе и конъюнктуре рынка: "Импорт из западных стран сократился, уменьшились объемы производства пива, которое выпускали в России под зарубежными брендами. На этом фоне смогли нарастить свою долю региональные производители", – рассказали в ведомстве, не упомянув о серьезных законодательных изменениях.
То, что причины роста цифр носят скорее учетный, а не реальный характер, подтверждают и комментарии крупнейших пивоваров края – Бочкаревского и Барнаульского пивзаводов, которые весной сообщали, что у них объемы производства остаются стабильными с небольшими сезонными колебаниями, прирастая в основном в сегменте безалкогольных напитков.