Секс в небольшом городе. Как интим-магазины Барнаула переживают вызовы рынка (18 +)
Если заглянуть в адресные справочники, можно сделать вывод, что рынок интим-товаров в Барнауле переживает бум: в краевой столице работает более 20 магазинов для взрослых, в том числе несколько сетевых. Однако растущая конкуренция в такой узкой и специфичной сфере не всегда идет на пользу бизнесу, особенно в эпоху маркетплейсов: по оценкам экспертов, они оттянули на себя больше трети покупателей.
При этом интернет-площадки не могут обеспечить анонимность доставки, на которую рассчитывают те, кто стесняется зайти в обычный магазин. Впрочем, аудитория секс-шопов становится более раскрепощенной: в барнаульских магазинах "18+" можно встретить разных людей, включая пожилых и даже тех, кто приходит туда по медицинским показаниям.
В Алтайском крае секс естьВ барнаульские секс-шопы все чаще ходят не из праздного интереса, а с конкретным списком покупок — такую тенденцию отмечают собеседники "Толка": люди активно познают свою сексуальность благодаря обилию и доступности информации.
Что касается структуры потребительского спроса, то в ней заметен крен в сторону разного рода вспомогательных средств, что, по словам экспертов, можно считать приметой времени.
"Самая ходовая категория — это возбудители. Я не знаю, с чем это конкретно связано, но так повально, как сейчас, людям не требовалась дополнительная стимуляция. Может, это вызвано стрессом. Или, возможно, виноваты экология, продукты питания, и нет нужной выработки того или иного гормона. Если пять лет назад это были разовые истории, то сейчас люди пользуются БАДами на постоянной основе. И не всегда даже для интимной близости, некоторые их используют просто как стимулятор, вместо кофе", – констатирует директор секс-шопа For you Ярослав Каназирский.
"На первом месте – интимная косметика и БАДы: лубриканты, различные возбуждающие кремы и пролонгаторы. Фаллоимитаторы и вибромассажеры тоже пользуются спросом. И наверное, товары для БДСМ", – приводит свой топ продавец сети "Эрос" Наталья Левкович.
Владелица первого на Алтае секс-шопа и хозяйка сети "Планета удовольствия" Валентина Гридина продолжает: у каждой категории покупателей свой фаворит среди интим-товаров.
"Мы рейтинг не составляем. Заканчивается — заказываем. Смотря у кого какая цель. Одному надо капли возбуждающие. Молодежь часто за презервативами приходит. Среднего возраста — за игрушками", – рассказывает Валентина Гридина.
Порог магазина с вывеской "18+" все чаще переступают не только за тем, чтобы "купить удовольствие", но и по рекомендации врачей.
"В основном, конечно, это гинекологические заболевания – опущение, выпадение. Женщины покупают специальные товары для укрепления мышц тазового дна. По направлению андролога мужчины приходили – после операций, например, или с искривлением полового органа. Покупали вакуумные помпы – за счет вакуума усиливается кровоток. Некоторые для экономии на медицинских процедурах приобретают себе массажеры", – делится Наталья Левкович.
Частыми гостями интим-ритейла становятся семейные пары, желающие разнообразить свои отношения, и люди почтенного возраста.
"Дедушка приходил за таблеточками. 87 лет ему, по-моему, было. Рассказывал, что нужно как-то справляться", – продолжает продавец.
При этом предубеждения относительно секс-шопов в обществе все еще сохраняются: кто-то смущается и пытается оправдаться, что "зашел по ошибке" или "по просьбе друга", кто-то боится осуждения. Но в целом, говорят участники рынка, с интимной культурой сейчас все гораздо лучше, чем 10-20 лет назад. По словам Ярослава Каназирского, об этом говорит хотя бы кратное снижение числа звонков от любопытных школьников.
Удар ниже поясаОднако, несмотря на "сексуальную революцию", интим-магазины Барнаула сталкиваются с массой трудностей. Например, это рекламные ограничения, которые в последние годы усугубились невозможностью продвигать товары с помощью Google и "ушедших" социальных сетей. Но главный вызов — переток покупателей в интернет.
"Начиная с массового внедрения маркетплейсов — это 2020 год — выручка значительно упала, процентов на 30. Люди стали заходить в наши магазины для того, чтобы посмотреть, понюхать, пощупать, примерить — и заказать то же самое на маркетплейсе", – констатирует директор сети "Эрос" Оксана Круцких.
По оценке Каназирского, маркетплейсы забрали около 40% рынка. В офлайн-сегмент из интернета, продолжает он, возвращается не больше 15% покупателей: среди них есть те, кто столкнулся с товаром ненадлежащего качества или нуждается в живой консультации продавца, который "поймет и не осудит".
"Маркетплейсом для покупки интим-товаров не все хотят пользоваться, так как менеджеры на выдаче видят, что в посылке. И если покупатель заметил какие-то ехидные смешки, то это не просто так", – обращает внимание Ярослав Каназирский.
Несмотря на то, что у маркетплейсов "хромает" вопрос конфиденциальности, многие делают выбор в их пользу из-за удобства и более низких цен, которые стационарные магазины могут предложить не всегда.
"Подорожало все от 30% до 50%, так как бренды зарубежные. Например, на польское белье достаточно подросли цены. Смазывающие гели из Германии подорожали. Игрушки тоже, несмотря на то, что их производят в Китае, есть и немецкие бренды", – отмечает Наталья Левкович.
"Если два года назад у нас средний чек был в районе 2 тысяч рублей, то сейчас примерно 2,7 тысячи. Мы максимально сокращаем расходы, которые ранее могли себе позволить где-то на рекламу, на подарки для клиентов. Не могу сказать, что выгодно заниматься этим бизнесом. Если бы мне кто-то сказал начать это с нуля сейчас, я бы точно не стал. Просто невозможно выдержать конкуренцию, предложить пользователю что-то уникальное и при этом соответствовать ценовым ожиданиям и другим характеристикам", – продолжает Ярослав Каназирский.
В то же время Валентина Гридина отмечает, что в ее сети на ряд товаров цены удалось сдержать благодаря тому, что магазин работает с отечественными изготовителями. По данным портала "Производитель.рф", в стране существует около десятка компаний, выпускающих изделия интимного назначения. Их география — Екатеринбург, Москва, Владимир, Краснодар.
По словам собеседников "Толка", оставаться конкурентоспособными магазинам для взрослых помогает организация доставки и регулярное пополнение ассортимента.
"Индустрия не стоит на месте. Появляются, например, твердые духи, игрушки разные: есть с киберкожей, которая оттягивается. Есть те, которые с телефона управляются", – уточняет Валентина Гридина.
"Возможно, есть смысл добавлять какие-то услуги. Сейчас обучающие курсы в моде. Можно организовать такие для изучения вида товаров — как ими пользоваться, для чего и зачем", – резюмирует Оксана Круцких.
Но иногда кризисы подстегивают развитие рынка товаров для сексуального здоровья — так, например, было в пандемию коронавируса. Ряд федеральных СМИ тогда сообщали, что во время карантина росли продажи контрацептивов и ролевых костюмов медсестер.
Собеседники "Толка" также вспоминают истории о "серийных" похитителях дамского белья или игрушек. Новости о подобных происшествиях в крае периодически попадают и в новостную хронику: например, два года назад из магазина "Эрос" пытались украсть резиновую женщину. А зимой прошлого года один бийчанин довел подобный умысел до конца.