Толк новости
Экономика |

Ни Винзавода, ни Севкабеля: почему в Барнауле мало креативных пространств для бизнеса

В столице Алтайского края только начинают зарождаться кластеры развития для творческого бизнеса. Московский эксперт удивился, что их до сих пор не было
Читать в полной версии ➔

"Я уже несколько раз спрашивал у барнаульцев, какие они знают пространства для креативного бизнеса в городе. Никто не может назвать. Сейчас первый раз услышал про "Зори", про "Поле". Слышал о планах на открытие такого пространства в доме купца Сухова. И все", – с удивлением сказал на недавно прошедшем Форуме креативных индустрий в Барнауле Александр Красавцев, управляющий партнер Института развития городов "Полис" из Москвы.

А между тем такие пространства, по его словам, помогают удерживать внутри регионов людей, готовых пробовать себя в креативном производстве и бизнесе.

Речь идет о кластерах, творческих хабах, где создается инфраструктура для представителей креативного бизнеса, культурного сообщества, где постоянно организуются события и коллаборации, позволяющие и самовыражаться, и зарабатывать. Это могут быть как грандиозные частные проекты вроде "Севкабеля" в Санкт-Петербурге или "Винзавода" в Москве, так и государственные – например, кластер "Домна" работает в Екатеринбурге.

По словам Красавцева, такие пространства могут и должны открываться во всех городах с населением свыше 500 тыс. жителей. То есть Барнаул более чем проходит. Так же, как и по числу креативных предпринимателей, которых в крае более 3 тысяч. "Удивительно, что такого кластера в городе еще нет", – сказал "Толку" эксперт.

"Зори" здесь не тихие

Однако несколько проектов, которые претендуют на креативные пространства, во время форума назвали. Например, дизайн-завод "Зори", новое пространство "Поле" на "барнаульском Арбате" и там же – перспективная площадка отреставрированного дома купца Суховых.

"Зори" – проект на территории действующего завода советской постройки "Алтайские зори" на Потоке. Раньше здесь был одноименный ресторан. Дизайн-завод заработал только весной этого года. Идея и воплощение принадлежат молодым предпринимателям Екатерине Антиповой и Савелию Прасолову. Собственником самой кондитерской фабрики является Сергей Антипов.

Екатерина и Савелий учились в Москве и Питере. Собственно, идею преобразования промышленных пространств в творческие они почерпнули там, рассказывали они "Вечернему Барнаулу": "По возвращении на родину нам бросилась в глаза нехватка культурных пространств, где могли бы проводить время не только студенты творческих вузов, но и все те, кто испытывает потребность в культурном обогащении".

В "Зорях" прошли поэтический вечер, выставка-ностальгия "Прекрасное далеко" с работами фотографов и художников из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска и Барнаула, проект "Уличной поэзии фест", фестиваль славянской культуры Vechёrki, музыкальный фестиваль "Реликт". Плюс менее масштабные вечера настольных игр, чайных церемоний, лекции, локальные курсы, мини-квартирники.

"В будущем мы видим это пространство поделенным на множество локаций, чтобы здесь можно было заглядывать то в кофейню, то на выставку, то в мастерскую", – рассказывала Екатерина.

Если судить по страницам в соцсетях, то дизайн-завод работает в тесной связке с расположенным здесь же баром, в котором тоже то устраивают "виниловые" вечера, то смотрят фильмы 90-х в гоблинском переводе.

Стоимость участия в различных мероприятиях колеблется в среднем в районе 400-700 рублей. Либо оно бесплатное.

Пространство "Поле" открылось буквально на днях. И здесь предполагается совсем другой формат. Как рассказала "Толку" один из сооснователей Анастасия Агафонова, "Поле" – это проект про креативных предпринимателей, созданный ею и ребятами из студии видео-продакшна "Маяк". Поэтому и основным местом работы нового пространства станет офис на ул. Мало-Тобольской, где они работают.

"Поле" — это точка притяжения для тех, кто ценит момент, а не KPI. Где можно говорить без канцелярита и слушать без масок. Здесь дизайнер может подружиться с визажистом, предприниматель — обсудить рынок с мастером керамики, а айтишник — придумать проект вместе с фотографом", – описывают концепцию своей работы на новой площадке.

"Мы планируем проводить различные лекции, сессии, встречи неформального характера, обмениваться контактами, идеями. Будем ориентироваться либо на специалистов, либо на запрос предпринимателей", – объяснила Анастасия.

Пока публично озвучена стоимость только одного мероприятия – 1 тыс. рублей на мастер-класс по визажу для съемок.

Наконец, перспективной площадкой Александр Красавцев назвал пространство отреставрированного исторического здания – торгового дома "Сухов и сыновья". Этот проект ведет барнаульский предприниматель Евгений Лишин, который взялся за восстановление и частично уже использует отремонтированные помещения. Он сразу говорил, что не видит здесь скучных офисных помещений, а хотел сформировать пул ярких арендаторов.

Так сложилось, что с начала 2025 года пространство – та его часть, где реставрация относительно завершена, – стало привлекать именно представителей креативного бизнеса. Сначала здесь прошел показ свадебной моды. Позже в здании организовали первый в Барнауле фестиваль архитектуры и дизайна. Есть информация, что в здании может открыться гастробар "Коробок" (проект новосибирской сети). По мнению Красавцева, у этого проекта хорошие коммерческие перспективы.

Еще одним креативным пространством в Барнауле можно также считать центр "Мой бизнес", тоже на ул. Мало-Тобольской. Это государственная площадка, здесь создан Центр креативных индустрий (развитие этого направления – задача, поставленная Правительством РФ). В центре постоянно проводятся различные профильные семинары, форумы, обучения, бизнес-встречи и т. д.

Столицы и провинция

Между тем бизнес-концепция барнаульских креативных пространств пока не кажется ясной. Скажем, Савелий Прасолов в интервью НГС заявлял, что "Зори" – "проект не про деньги", а про реализацию.

Однако Александр Красавцев, изучавший опыт других городов и участвовавший в нем, утверждает категорично: креативные кластеры – это в первую очередь про бизнес, причем довольно маржинальный. Здесь важен подход – нужны профессиональные команды, которые понимают, как это организовать. Собственно, в этом кроется успех всех громких проектов вроде тех же питерского "Севкабеля" или московского "Флакона".

Однако любой запуск такого пространства требует начальных инвестиций. И здесь благосостояние региона или источник вложений имеют значение. Скажем, тот же Красавцев привел пример кластера "Домна" из Екатеринбурга, который также расположен в историческом здании:

"Он сочетает не только креативные пространства для проведения мероприятий – кафе, коворкинги, офисы, но и является центром координации поддержки всех творческих направлений. Это такой большой хаб. Объем инвестиций – 150 млн рублей. Не то чтобы какие-то огромные деньги. Я имею в виду не огромные – для региона, не для частника".

Однако и создание столичных популярных пространств, судя по публикациям федеральных СМИ, обошлось минимум в сотни миллионов рублей. В провинциях объемы инвестиций могут быть скромнее, но тоже заметные. Скажем, весной 2025 года "Флакон" решил продавать франшизу креативных пространств в регионы, писал Forbes. Минимальные вложения в пространство площадью 1 тыс. кв. метров оценивались в 49 млн рублей (срок окупаемости при условии помещения в собственности – два года и два месяца).

Региональные успешные примеры тоже есть. Но в провинции это или гораздо меньший формат, или их смешение. Например, "Артерия" в Уфе – это скорее бизнес-центр, чем креативное пространство в чистом виде. В некоторых городах, как, скажем, в Рязани, у инициаторов возникли трудности с подбором помещения. "В мае в Рязани закрылись сразу два креативных пространства – Фабрика и Flacon Space, где можно было познакомиться с локальными марками и проектами, – писали летом 2023 года на странице Flacon Space. – Пересмотрев уже порядка 20 разных помещений, мы постоянно сталкиваемся с разным: то это крутое историческое здание, но нужно сделать реставрацию за 15 млн, либо это изначально дорогие локации".

Нужен креативный класс

"Для создания в Барнауле таких пространств, переосмысления промышленных зон нужен большой креативный класс, который бы приезжал на такие площадки, со смыслом проводил там время. А у нас таких людей не так много. Для нашего креативного класса Барнаул нередко лишь ступень. И нам сложно будет создать креативную инфраструктуру такого масштаба, как, условно, в Москве. Для этого нужен либо профицитный бюджет, либо серьезные частные инвестиции. Кроме того, количество населения должно быть соответствующее, чтобы спрос был высоким. Хотя в этой жизни возможно всё, и, если городу удастся реализовать такой проект, я буду счастлив оказаться неправым!" – сказал "Толку" Виталий Смокотин, гендиректор промпредприятия "Мартика".

Сегодня, говорят эксперты, организация креативных кластеров в Барнауле если и возможна, то скорее на территории исторического центра – в локации от пл. Свободы до Оби. Здесь уже сейчас складывается гастрономический профиль работы малого бизнеса (а ресторанный бизнес по закону относится к числу креативных). Плюс заложена некоторая перспектива развития – ряд исторических объектов выкупили крупные частные инвесторы.

И если Евгений Ракшин отреставрирует комплекс Сереброплавильного завода, Юрий Фриц – исторические памятники на пл. Свободы, Евгений Лишин и Владимир Емелин доведут до завершения работы на объектах по ул. Льва Толстого, а Евгений Нагорнов возродит дом-памятник на ул. Мало-Олонской, то в этой части Барнаула может сложиться тот самый креативный кластер, объединенный одной идеей. Тем более что на развитие этой территории есть планы и у мэрии.

Самое важное – чтобы нашлись команды профессионалов, которые будут знать, как правильно это организовать. Чтобы территория не стала лоскутным одеялом разнокалиберных торгово-офисных проектов, а действительно представляла собой единое модное, живое, востребованное пространство.

Читать в полной версии ➔