Толк новости
Экономика |

Попали почти 10 тысяч: как новые поправки по НДС могут коснуться алтайского бизнеса

У ряда отраслей малого и среднего бизнеса Алтайского края может не остаться возможности работать на налоговых спецрежимах без уплаты НДС
Читать в полной версии ➔

В Алтайском крае более 9,2 тыс. предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН) и с 2026 года могут начать платить НДС, если власти примут анонсированные поправки в Налоговый кодекс. У бизнеса по этому поводу грустные прогнозы.

Напомним, 24 сентября Минфин России анонсировал изменения, а 29 сентября проект уже направили в Госдуму. Предлагаемые поправки предполагают:

повышение НДС с 20% до 22% (льготные 10% сохраняются для социально значимых товаров – продуктов питания, лекарств, медпродукции, товаров для детей и т. д.); снижение порога дохода для плательщиков УСН с 60 млн до 10 млн рублей, при преодолении которого они становятся обязаны платить еще и НДС; для ряда отраслей (торговля, строительство, добыча полезных ископаемых и пр.) отменяется льготный тариф по страховым взносам, его сохранят только для приоритетных – из перечня правительства; розничная торговля в стационарных объектах и грузоперевозки выводятся из-под действия патентов. Кого и как коснется в Алтайском крае

В Алтайском крае чуть более 60 тыс. предпринимателей и предприятий работает по УСН, сообщили "Толку" в региональном управлении ФНС. За январь-август 2025 года они перечислили более 10,5 млрд рублей налогов по этому спецрежиму. Это на 10,6%, или на 1 млрд рублей больше, чем за такой же период год назад. И эти деньги остались в бюджетах региона.

Но с начала этого года те из "упрощенщиков", чей доход за год превысил 60 млн рублей, должны платить еще и НДС – в основном 5-7% в зависимости от объема выручки. Таких в крае 1,5 тысячи. И они за восемь месяцев 2025 года заплатили в бюджет более 2,2 млрд рублей.

Тех же, кто по итогам 2024 года заявил в декларациях по УСН доход свыше 10 млн рублей, в крае 9 239 налогоплательщиков, то есть в шесть раз больше, чем тех, кто платит НДС уже сейчас. Примерно такого числа коснутся новые поправки в случае их принятия.

При этом НДС – налог, который в полном объеме уходит в федеральный бюджет. За январь-август 2025 года его в крае в целом уже заплатили свыше 36,5 млрд рублей. Это на 21,8%, или на 6,5 млрд больше, чем за такой же период прошлого года.

Зачем решили повысить налоги

Власти дали пояснения, чем продиктована их инициатива.

По общему НДС. Если не повышать налоги, то пришлось бы наращивать госдолг. По словам министра финансов Антона Силуанова, это привело бы "к разгону инфляции и, как следствие, к росту ключевой ставки". А решение повысить налоги даст Центробанку "пространство для смягчения кредитно-денежной политики", что позволит расти инвестициям и экономике. То есть повышение НДС обусловлено "наименее негативным влиянием по сравнению с альтернативными сценариями".

По прогнозу Силуанова, влияние на рост цен "будет иметь умеренный и ограниченный характер". Он приводит в пример опыт прошлого повышения НДС с 18% до 20% в 2018 году. Тогда это решение дало лишь 1% в инфляцию, и то в самом начале, отметил министр.

По НДС для плательщиков УСН. "Решение направлено против схем дробления бизнеса. <…> Снижение порога до 10 млн рублей позволит эффективнее бороться с ним, а растущему бизнесу обеспечит плавный переход к общим условиям налогообложения", – говорится в заявлении Минфина РФ.

По страховым взносам для малого бизнеса. Власти утверждают: льготные ставки вводили временно в 2020 году как меру поддержки "малышей" в пандемию – требовалось сохранить рабочие места в период простоя и падения деловой активности. Эта задача решена – мера больше не актуальна.

Чего опасаются

Сразу несколько предпринимателей, "сидящих" на УСН, рассказывали "Толку", что новый НДС заставил их изменить подходы к финансовой стратегии.

Например, продавцы одежды, в том числе имеющие несколько торговых точек, говорили: если раньше они могли сохранять магазины, которые в какие-то моменты показывали низкий доход или убыток, поддерживая его за счет других, то теперь экономика каждого тщательно анализируется. Нет запланированного дохода – и точка закрывается.

"Магазины, которые станут показывать отрицательные результаты, будем закрывать. Сейчас не то время, да и нет возможности тянуть их", – говорила Альбина Шоль, руководитель сети Alpalazone.

А такой инструмент, как кредитование на "оборотку", который мог бы поддержать операционную деятельность, с текущими банковскими процентами фактически недоступен.

"С повышением налогового бремени и стоимости кредитования на рынке начнут высвобождаться торговые площади. Бизнес в этом году держался на пределе, и в ближайшее время мы увидим волну банкротств с последующей распродажей активов", – говорит и Александр Никитин, руководитель ГК "Инвест Недвижимость".

То есть вслед за продавцами могут начать испытывать трудности и девелоперы. Никитин обращает внимание на такой маркер, как продажа автосалонов, – в Барнауле около 90% их выставлено в экспозицию.

Торговля в принципе "попадает под раздачу". Потому что выведение розницы из-под действия патентов не оставляет сколько-нибудь крупным продавцам способа работы без НДС. В Алтайском крае в целом львиная доля патентов выдается торговле и грузоперевозкам, сообщали ранее в краевом управлении ФНС.

"В 2024 году 17,5 тыс. предпринимателей использовали эту систему – им выдали около 28 тыс. патентов по 65 видам деятельности. Большее число – в сфере торговли, грузоперевозок, общественного питания", – рассказывал руководитель региональной налоговой службы Алексей Легостаев. Они заплатили свыше 750 млн рублей в бюджет.

"Есть ощущение, что микробизнеса в России после этого может не остаться совсем. <…> Дело даже не в том, что этим предпринимателям придется отдать часть выручки. НДС – сложный в начислении и бухгалтерском обслуживании налог. Компании на упрощенке платят налог с дохода, который платится кассовым методом: пришли деньги на расчетный счет – с них платится налог. НДС исчисляется принципиально другим способом. Редко какой предприниматель сможет вести налоговый учет самостоятельно", – сказала барнаульскому радио Buisness FM Ольга Сорокина, эксперт "ОПОРА России".

Читать в полной версии ➔