Толк новости
Экономика |

Просто не хватает: почему нет бензина АИ-92 на многих заправках Алтайского края

Эксперты говорят, что пока нет предпосылок к тому, что рост цен на бензин остановился. Но есть обстоятельства, которые могут его подстегнуть
Читать в полной версии ➔

Бензин марки АИ-92 в Алтайском крае есть на заправках нефтяных компаний ("Роснефть" и "Газпромнефть"), но отсутствует примерно на 70% независимых АЗС, а таких в регионе большинство. С АИ-95 ситуация немного лучше – он пока есть на большинстве АЗС, рассказал "Толку" вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвейко.

Но цена на топливо растет, и оснований для остановки этого процесса пока нет. Однако в ближайшее время должен выйти на полную мощность Омский НПЗ, что частично может снять напряженность. Власти Алтайского края проводят по теме совещания.

Не хватает предложения

В Алтайском крае порядка 520 АЗС, из которых лишь около 110 принадлежат крупным нефтяным компаниям, остальные, то есть почти три четвертых, частные. Есть районы края, где в принципе работают только они, в том числе обеспечивая бензином школьные автобусы, машины скорой помощи и другую "социалку".

"Примерно на 70% независимых АЗС бензина марки АИ-92 нет в силу невозможности его покупки", – говорит Юрий Матвейко.

Он подчеркивает, что ему не известно ни одного факта о том, что независимые АЗС не выполнили бы своих "социальных" обязательств. Однако уже сегодня и в будущем частным АЗС требуется помощь государства – поспособствовать тому, чтобы хотя бы по контрактным обязательствам они имели возможность купить АИ-92 в мелком опте. Сейчас эта марка для большинства автозаправок недоступна в целом.

Сегодня АЗС Алтайского края пытаются покупать бензин только на двух заводах – в ЯЯ (Кузбасс) и на Омском НПЗ. Последний частично был на плановом ремонте, в ближайшее время планируется его запуск на полную мощность. Это частично может снять напряжение, но точно не решит проблему полностью, говорит эксперт. В стране в принципе снижено производство бензина, в том числе из-за внеплановых ремонтов НПЗ.

Как сообщали "Ведомости" еще в начале сентября, на заводы регулярно проводятся атаки БПЛА – только в августе им подверглось около 10 НПЗ, на которые приходится 17% от общего объема производимого топлива. В связи с этим Правительство РФ совместно с нефтяными компаниями пересматривали сроки плановых ремонтов – так, чтобы они не выпадали на периоды пикового спроса на бензин, сообщал 4 сентября на ВЭФ-2025 министр энергетики Сергей Цивилев.

Цена растет

Цены на бензин растут, и пока нет оснований прогнозировать, что этот процесс затормозится.

Главные игроки, которые влияют на формирование цены, – нефтяные компании. И есть несколько обстоятельств, которые сейчас влияют на ценообразование.

Первое – собственно дефицит топлива на рынке, что автоматически влечет рост стоимости.

Второе – уже давно сложившаяся ценовая политика нефтяных компаний, которые регулярно стоимость тонны в опте делают дороже, чем на своих АЗС в рознице. То есть частные автозаправки уже на этапе закупа получают цену за литр выше, чем на сетевых АЗС, без учета необходимых для них затрат на аренду, налоги, зарплаты и т. д.

На эту проблему неоднократно указывали владельцы независимых АЗС.

"Сегодня можно услышать инициативы об ограничении ценника на заправках. Но почему в рознице?! "Шлагбаум" нужно ставить на опт. Не будет высокой оптовой цены – и в рознице она расти не станет. На частных АЗС литр бензина сейчас продается на 7-8 рублей выше, но даже эта цена не позволяет им сработать "в ноль". Сейчас предприниматель нередко платит налоги, а то и зарплаты из собственных и кредитных средств, а не с дохода", – объясняет Юрий Матвейко.

Есть еще и третий фактор – более глобальный, но напрямую связанный с ценой. 12 октября президент России подписал указ об обнулении демпфера с 1 октября 2025 года до 1 мая 2026-го. Что это значит и почему важно?

Демпфер – это механизм, по которому нефтяные компании получают компенсацию из бюджета, если экспортные цены на топливо выше тех, что сложились на внутреннем рынке. То есть бюджет платит за то, чтобы производители топлива оставляли его внутри страны, а не продавали более выгодно за рубеж. Но эти выплаты отменялись, если оптовая цена на бензин на бирже внутри страны превышала определенные суммы.

В августе стоимость бензина на бирже стала стремительно расти, преодолела этот порог – и нефтяники оказались перед перспективой невыплаты им средств из бюджета по демпферу. Это огромная сумма. "Эксперт" пишет со ссылкой на Минфин РФ, что за 9 месяцев 2025 года выплаты составили более 700 млрд рублей, за весь 2024-й — 1,8 трлн.

Так вот указ отменяет до мая 2026 года этот порог оптовой цены, после которой выплаты по демпферу не производили. Теперь нефтяники в любом случае его получат.

С одной стороны, говорят эксперты, это позволит нефтяным компаниям не потерять в маржинальности, а значит, им не придется "добирать" доходы через рост цен на бензин, то есть баланс сохранится, а предложение на рынке не уменьшится.

Но, с другой, есть, наоборот, и большие риски, особенно для территорий, где нет сетевых АЗС. "Есть риск, что нефтяники не будут сдерживать оптовые цены, а будут стараться удержать стоимость топлива в [собственной] рознице. Тогда независимые АЗС будут убыточны, а это 11–14 тыс. заправок в России", – цитирует "Эксперт" Максима Дьяченко, управляющего директора компании "Пролеум", одного из крупнейших топливных трейдеров в стране.

Читать в полной версии ➔