Эксперты говорят, что пока нет предпосылок к тому, что рост цен на бензин остановился. Но есть обстоятельства, которые могут его подстегнуть
Бензин марки АИ-92 в Алтайском крае есть на заправках нефтяных компаний ("Роснефть" и "Газпромнефть"), но отсутствует примерно на 70% независимых АЗС, а таких в регионе большинство. С АИ-95 ситуация немного лучше – он пока есть на большинстве АЗС, рассказал "Толку" вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвейко.
Но цена на топливо растет, и оснований для остановки этого процесса пока нет. Однако в ближайшее время должен выйти на полную мощность Омский НПЗ, что частично может снять напряженность. Власти Алтайского края проводят по теме совещания.
Не хватает предложения
В Алтайском крае порядка 520 АЗС, из которых лишь около 110 принадлежат крупным нефтяным компаниям, остальные, то есть почти три четвертых, частные. Есть районы края, где в принципе работают только они, в том числе обеспечивая бензином школьные автобусы, машины скорой помощи и другую "социалку".
"Примерно на 70% независимых АЗС бензина марки АИ-92 нет в силу невозможности его покупки", – говорит Юрий Матвейко.
Он подчеркивает, что ему не известно ни одного факта о том, что независимые АЗС не выполнили бы своих "социальных" обязательств. Однако уже сегодня и в будущем частным АЗС требуется помощь государства – поспособствовать тому, чтобы хотя бы по контрактным обязательствам они имели возможность купить АИ-92 в мелком опте. Сейчас эта марка для большинства автозаправок недоступна в целом.
Сегодня АЗС Алтайского края пытаются покупать бензин только на двух заводах – в ЯЯ (Кузбасс) и на Омском НПЗ. Последний частично был на плановом ремонте, в ближайшее время планируется его запуск на полную мощность. Это частично может снять напряжение, но точно не решит проблему полностью, говорит эксперт. В стране в принципе снижено производство бензина, в том числе из-за внеплановых ремонтов НПЗ.
Как сообщали "Ведомости" еще в начале сентября, на заводы регулярно проводятся атаки БПЛА – только в августе им подверглось около 10 НПЗ, на которые приходится 17% от общего объема производимого топлива. В связи с этим Правительство РФ совместно с нефтяными компаниями пересматривали сроки плановых ремонтов – так, чтобы они не выпадали на периоды пикового спроса на бензин, сообщал 4 сентября на ВЭФ-2025 министр энергетики Сергей Цивилев.
Цена растет
Цены на бензин растут, и пока нет оснований прогнозировать, что этот процесс затормозится.
Главные игроки, которые влияют на формирование цены, – нефтяные компании. И есть несколько обстоятельств, которые сейчас влияют на ценообразование.
Первое – собственно дефицит топлива на рынке, что автоматически влечет рост стоимости.
Второе – уже давно сложившаяся ценовая политика нефтяных компаний, которые регулярно стоимость тонны в опте делают дороже, чем на своих АЗС в рознице. То есть частные автозаправки уже на этапе закупа получают цену за литр выше, чем на сетевых АЗС, без учета необходимых для них затрат на аренду, налоги, зарплаты и т. д.
На эту проблему неоднократно указывали владельцы независимых АЗС.
"Сегодня можно услышать инициативы об ограничении ценника на заправках. Но почему в рознице?! "Шлагбаум" нужно ставить на опт. Не будет высокой оптовой цены – и в рознице она расти не станет. На частных АЗС литр бензина сейчас продается на 7-8 рублей выше, но даже эта цена не позволяет им сработать "в ноль". Сейчас предприниматель нередко платит налоги, а то и зарплаты из собственных и кредитных средств, а не с дохода", – объясняет Юрий Матвейко.
Есть еще и третий фактор – более глобальный, но напрямую связанный с ценой. 12 октября президент России подписал указ об обнулении демпфера с 1 октября 2025 года до 1 мая 2026-го. Что это значит и почему важно?
В августе стоимость бензина на бирже стала стремительно расти, преодолела этот порог – и нефтяники оказались перед перспективой невыплаты им средств из бюджета по демпферу. Это огромная сумма. "Эксперт" пишет со ссылкой на Минфин РФ, что за 9 месяцев 2025 года выплаты составили более 700 млрд рублей, за весь 2024-й — 1,8 трлн.
Так вот указ отменяет до мая 2026 года этот порог оптовой цены, после которой выплаты по демпферу не производили. Теперь нефтяники в любом случае его получат.
С одной стороны, говорят эксперты, это позволит нефтяным компаниям не потерять в маржинальности, а значит, им не придется "добирать" доходы через рост цен на бензин, то есть баланс сохранится, а предложение на рынке не уменьшится.
Но, с другой, есть, наоборот, и большие риски, особенно для территорий, где нет сетевых АЗС. "Есть риск, что нефтяники не будут сдерживать оптовые цены, а будут стараться удержать стоимость топлива в [собственной] рознице. Тогда независимые АЗС будут убыточны, а это 11–14 тыс. заправок в России", – цитирует "Эксперт" Максима Дьяченко, управляющего директора компании "Пролеум", одного из крупнейших топливных трейдеров в стране.