Толк новости
Экономика |

Какие "грехи" придется искупать маркетологам, чтобы сохранить работу в 2026 году

На фоне охлаждения бизнес-процессов и падения потребительской активности бизнес уже начинает сокращать бюджеты на маркетинг
Читать в полной версии ➔

В условиях сжимающейся экономики и сокращения бюджетов компаний на продвижение уже в 2026 году у маркетологов могут возникнуть большие проблемы с работодателями и заказами. На этом фоне им придется научиться говорить с руководителями бизнеса на одном языке, снизить самомнение и при этом отстоять свои профессиональные границы.

Об этом говорили представители профессии Сообщества маркетологов Алтайского края на встрече с руководителем рекрутингового агентства "Жираф" Жанной Крамаревой.

Почему маркетологам придется туго

"Мы привыкли за предыдущие два-три года, что рынок находится в жестком кадровом дефиците. А тут нам бизнес говорит: "Мы в сложной ситуации. То направление, которое мы планировали запускать, "замораживаем". То направление, которое развивали два последних года, сворачиваем". Всё встало на паузу. По разным признакам мы входим в ситуацию кризиса. А в такие периоды первые, кого сокращают, – менеджеры по персоналу и маркетологи".

Если в 2023-2024 годах таких специалистов активно нанимали, то сейчас в практику интенсивно вводят так называемый "тихий наём", когда не то что не нанимают работников, а и вместо уходящих не берут новых, распределяя обязанности между существующими, рассказала Жанна Крамарева. При этом кому-то могут добавить зарплату, кому-то и нет. Но те, что остаются, даже с более высокой нагрузкой, не увольняются, так как понимают, что рынок труда изменился.

При этом сами маркетологи на встрече сказали, что становятся обычными случаи, когда работодатели увеличивают объем работы – человек трудится на износ, привлекает других специалистов, но задачу выполняет. А работодатель это видит – и нагрузку не снижает.

Разрыв шаблонов

Однако, отметила Жанна Крамарева, есть и другая сторона вопроса. Нередко и маркетологи говорят с руководителями, предпринимателями на разных языках, из-за чего возникают проблемы, которых на текущем рынке труда лучше не допускать.

Главные трудности в связке "работодатель – маркетолог" она метафорически назвала грехами.

Разрыв в реальностях, когда маркетологи предлагают нерелевантные инструменты вместо решения конкретных бизнес-задач.

Пример реального диалога, который иллюстрирует такую ситуацию.

Руководитель: "Мы вложили в продвижение 70 тыс. Где отдача?" Маркетолог: "Число кликов/показов выросло на 50%, стоимость клика уменьшилась на 15%. Я хорошо делаю свою работу".

"Но у руководителя возникает вопрос – "где деньги, Зин?". Ему нужен исчисляемый результат", – подчеркнула Крамарева. И отсюда следует второй "грех".

Неумение слушать и говорить на языке бизнеса.

"Бизнес говорит на языке денег и результатов. А маркетолог – на языке процессов и метрик", – объяснила эксперт.

Пример диалога.

Руководитель: "Дайте нам продажи!" Маркетолог: "Мы запустили ребрендинг, запустили smm и увеличили охваты".

"Что в итоге? Бизнес не видит отдачи, маркетолог чувствует себя недооцененным", – резюмирует Жанна Крамарева.

Нет предложения комплексного подхода – фрагментарность.

"Маркетологи порой предлагают решать какую-то одну задачу и не формируют общую систему продвижения и стратегию развития. Малый бизнес тонет в этом хаосе. Нужно разговаривать так, чтобы вас понимали", – настаивает эксперт.

Она объясняет: нередко предприниматели, особенно если это малый бизнес, не понимают специфику работы маркетологов, объем и характер работы, которые они могут выполнять. "Мой призыв – объясняйте, а не тыкайте руководителя носом в лужу. "Охваты", "лиды" – это слова-воздух для работодателя. Его волнует итоговый финансовый результат – деньги-то в кассе прибавились из-за охватов?" – сказала Крамарева.

Особенно разрыв в ожиданиях и результатах может быть между предпринимателем и начинающим специалистом-маркетологом без большого опыта, говорит руководитель Сообщества Ольга Ефимова: "Работодатель нанимает – и ждет от него чудес. А тот будет ждать четких задач".

Именно поэтому важно проговаривать все эти условия на страте, говорит Жанна Крамарева: "Когда этот романтический момент найма происходит, мы все же договариваемся – что может сделать специалист и за какую зарплату".

Читать в полной версии ➔