Рынок и дирхам: почему завод из Барнаула намерен экспортировать в ОАЭ, Африку и Индию
Барнаульская компания "Протон", которая производит оборудование для строительной отрасли, в начале 2026 года открывает склад в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и ведет переговоры о поставках с Южной Кореей, Индией, Ираном и еще рядом стран. Гендиректор предприятия Борис Беликов рассказал "Толку" об особенностях выхода на внешние рынки в текущей "санкционной" ситуации, растущей роли дирхама и привлекательности бедных стран.
И Иран, и Израиль"Сегодня у нас есть договоренности об открытии склада в Эмиратах и сотрудничестве с посредником, который будет организовывать хранение и отгрузку. Думаю, в течение месяца мы осуществим первую поставку", – сообщил Борис Беликов.
Также предприятие нашло партнера в Южной Корее, с которым проговаривает условия сотрудничества. "Кроме того, мы ведем переговоры с несколькими странами Ближнего Востока. Например, с Ираном. Фактически мы уже вышли на этап подписания договоров. Препятствием стала экономическая и политическая ситуация внутри этой страны. Также ведем переговоры с представителями из Ирака, Саудовской Аравии, нескольких африканских стран. В Израиле интересовались нашим оборудованием", – сообщил руководитель "Протона".
Завод производит оборудование для нанесения теплоизоляции при строительстве. Он занимает около 80% рынка в стране по этой продукции. Остальное – еще оставшаяся часть техники из США и китайские изделия. Также в линейке есть оборудование для напыления бетона и нанесения вязких составов: красок, мастик и т. д. Потребители – в основном строительные компании. Из Европы – в ЭмиратыВ страны дальнего зарубежья "Протон" решил выходить еще в 2018 году – в Европу, рынок которой казался экономически интересным. Российских производителей там в этом сегменте не было.
"По качеству мы не уступали, а по цене были в 2-3 раза дешевле, то есть были сопоставимы с китайским оборудованием. Но мы столкнулись с проблемой сертификации – в Европе это очень строгий и непростой процесс. Мы на него потратили около 2 лет – пришлось в корне все переделать: изменить конструктив оборудования, значительно повысить качество. В итоге это сыграло нам в плюс – мы исправили те моменты, улучшение которых для работы в России не требовалось".
В итоге отгрузки пошли, но началась пандемия – страны закрылись, поставки прекратились. Затем началась СВО.
"Мы рассматривали варианты поставок через Армению, Казахстан, но столкнулись со сложностями, – говорит Беликов. – А в 2024 году вернулись к идее поставлять оборудование за рубеж. Поехали по выставкам, но сначала не получалось – первый "блин" вышел комом. Затем через краевой Центр поддержки экспорта договорились об участии в выставке в ОАЭ. Увидели, что интерес к подобному оборудованию есть и надо вживую показывать свой товар. Снова стали участвовать в выставках и выбрали в качестве страны ОАЭ".
Он объясняет причины выбора. Эмираты сейчас – это хаб международной торговли с максимальными транспортными возможностями. Здесь сравнительно низкие внутренние налоги, а это немаловажный фактор при расчете "накрутки" на цену. Кроме того, валюта ОАЭ сегодня котируется, "и в России с дирхамами нет проблем".
"Другие страны тоже работают с этой валютой. Например, сейчас мы ведем переговоры с Южной Кореей, и, когда встал вопрос о том, в какой валюте торговать с ними, оказалось, что китайские юани и свои воны они даже не рассматривают, а рассматривают доллары и дирхамы", – объясняет Беликов.
Так что дирхам – одна из ключевых мировых валют сегодня, условная замена евро. Несколько государств, с которыми мы сейчас ведем переговоры, именно ее рассматривают как ту, что устроит все стороны договора".
Бедные, но ёмкиеПри выборе страны для экспорта в "Протоне" оценивают платежеспособность рынка. И в центре внимания внезапно оказались страны Африки и, например, Индия.
"С одной стороны, вроде бы это бедные государства, но с другой, и там и там большая численность населения, это миллиарды жителей. И если даже 15% платежеспособны, то это "в людях" – практически всё население России. То есть рынок ёмкий и интересный получается", – объясняет Борис Беликов.
Плюс термоизоляция в этих странах оказалась не менее востребована, чем в холодной России:
"Мы производим оборудование, которое необходимо для утепления строений. Но в южных странах термоизоляция – это защита от жары. То есть у них она востребована точно так же, только в обратных целях. Плюс наше оборудование позволяет наносить защитные и гидроизоляционные покрытия. А в этих странах сейчас развито строительство бассейнов".
Что с экспортом из Алтайского краяМежду тем на предприятиях Алтайского края и в минпроме региона не раз говорили о том, что одной из причин сокращения объемов производства в 2025 году стало укрепление рубля (когда валюта стоит относительно недорого в рублях). Это привело к тому, что экспортировать продукцию стало невыгодно, а импортные изделия, прежде всего китайские, напротив, стали заходить в Россию куда более интенсивно, а где-то и агрессивно – потому что цена входа снизилась.
Общие цифры по экспорту из российских регионов сегодня закрыты. Однако власти дают показатели по вывозу сельхозпродукции и переработки.
Так, алтайские аграрии в 2025 году продали за рубеж более 2,6 млн тонн растительной продукции – +17% к 2024-му. Зерновых вывезли 1,1 млн тонн – на 35% больше, "маслички" – 540,2 тыс. тонн, плюс 20%.