Без спроса: почему более половины отраслей алтайской промышленности падает в объемах

Промышленность. Производство
Промышленность. Производство Фото: Олег Укладов

Самые крупные предприятия Алтайского края — вагоностроители, производители кокса, автокомпонентов — физически производят заметно меньше, чем год назад. В "дамках" — горнодобытчики, котлостроение и ОПК

Крепкий рубль, хлынувший на этом фоне, более конкурентный по цене импорт, резкое снижение инвестпрограмм и заказов со стороны крупных холдингов – все эти факторы продолжают оказывать серьезное влияние на состояние промышленности в Алтайском крае. Индекс промпроизводства (ИПП), который показывает физический объем выпущенной продукции, за январь-июль 2025 года в регионе составил 96,8% к такому же периоду 2024-го.

Лидеры и аутсайдеры

На запасной путь: почему может сократиться важное для края производство вагонов

Два крупных алтайских предприятия увеличивали объемы выпуска вагонов в последние годы, но их могут вынудить их сократить из-за ситуации на железной дороге

Из 28 видов деятельности, которые относятся к промышленности и данные по которым публикует Алтайкрайстат, по 18 ИПП упал, по 10 вырос.

В лидерах – добыча металлических руд (136,5%). Здесь причина очевидна – "Сибирь-Полиметаллы" после масштабной инвестпрограммы наращивают добычу на Корбалихинском месторождении.

Растут объемы производства спецодежды (120%), электроники (115,1%), котельного оборудования и боеприпасов (113,3%).

Но отрасли и предприятия, которые занимают самую весомую долю в объемах, – в отрицательной зоне. Например, производство кокса – 95,2%. Основной его производитель в крае – "Алтай-Кокс", и это самое крупное в регионе предприятие по всем финансовым показателям (за 2024 год выручка – 94,5 млрд рублей, чистая прибыль – 28 млрд). Работа предприятия полностью зависит от ситуации на рынке металлов и заказов головной компании – "НЛМК".

Второе по величине предприятие края – "Алтайвагон". Этот завод и принадлежащий тем же собственникам Барнаульский ВРЗ дают львиную долю в ИПП по виду "прочих транспортных средств и оборудования". А здесь индекс за семь месяцев составил лишь 75,7%. Такое падение связано с жесткой политикой "РЖД" – компания ограничила вывод на пути новых вагонов из-за перегруженности ж/д сети. Промышленники считают, что это железнодорожники не могут нормально отладить ритмичное движение.

Также в "минусе" – ИПП в отрасли резиновых и пластмассовых изделий (93,5%). Здесь, сообщают в минпроме, дело в снижении спроса на шины для специальной и сельхозтехники, а также жесткой конкуренции с китайскими поставщиками.

Спрос падает, импорт давит

Снижение есть, паники нет: как в алтайском минпроме оценивают ситуацию в производстве

Основные факторы, влияющие на падение объемов в алтайской промышленности, — высокая ключевая ставка, колебания валют, выросшие зарплаты и кризисы в отдельных отраслях

В краевом минпроме называют три основные причины падения объемов производства.

  • Снижение выпуска продукции крупными российскими производствами техники, грузового и легкового автотранспорта. "В связи с этим уменьшились объемы закупаемых ими комплектующих, ряд из которых выпускается в Алтайском крае: топливных систем, колесных дисков, шин, тормозных колодок, светотехники и других автокомпонентов", – комментируют в министерстве.

Автопроизводство в России в целом переживает кризис. Росстат в докладе "Социально-экономическое положение России" сообщил, что по итогам первого полугодия 2025-го ИПП в сфере автотранспортных средств снизился на 16,6%. Это если полугодие к полугодию. А если июнь к июню, то на 30%. А объем отгруженного в отрасли снизился на 7,6% и на 20,3% соответственно, писал "Бизнес Online".

Тренд касается и КАМАЗа – одного из важных предприятий для алтайских производственников. Например, для него производит топливные системы АЗПИ. Завод из Татарстана из-за переполненных складов, падения спроса и, соответственно, сокращения объемов производства перешел на 4-дневную рабочую неделю. Так же, как и ГАЗ и АвтоВАЗ.

"Соответственно, им стало требоваться меньше комплектующих, стало требоваться меньше нашей продукции", – говорит Виктор Мещеряков, исполнительный директор Союза промышленников Алтая.

Начинает лихорадить: почему падают объемы производства у промышленников Сибири

Среди вызовов, стоящих перед производственниками, назвали: недоступность кредитования, рост дебиторской задолженности, неясность по перспективам оборонзаказа, падение инвестиций

При этом рынок после укрепления рубля наводнили еще и китайские машины. Инсайдеры сообщают, что многие дилеры "завезли на два года вперед дешевых китайских автомобилей, в том числе грузовых – конкурентов наших КамАЗов и УАЗов".

  • Сокращение инвестиций крупными компаниями, закупающими у алтайских производителей энергооборудование, кабельную продукцию, спецтехнику.

Здесь основная причина – высокая ключевая ставка, которая фактически закрыла доступность кредитов, в том числе инвестиционных. Центробанк начал постепенно снижать ставку, однако пока она остается на уровне, "замораживающем" инвестразвитие, – 18%.

Сокращают инвестпрограммы и алтайские предприятия. При этом, например, по итогам 2023 года доля промышленных инвестиций в общекраевом "котле" составляла почти половину.

  • Высокая конкуренция на внешних и внутренних рынках, во-первых, из-за удорожания себестоимости отечественной продукции, а во-вторых, из-за укрепления курса рубля. То есть доллар и евро стали существенно дешевле, чем раньше (условно, 80 рублей против прежних 100), а это значит, что российская продукция, в том числе алтайская, стала менее конкурентоспособна на зарубежных рынках. А при этом вход на наш рынок для иностранных производителей стал дешевле – например, для китайских.

"Нашим производителям при действующих курсах экспорт не очень выгоден. А импортерам, наоборот, покупать выгодно – им курс рубля идет на руку. Одно дело – закупать продукцию при 100 рублях за доллар, другое – при 80. А при этом себестоимость нашей продукции выше, чем у аналогов в Китае. Это два важных фактора, которым наши торговцы, в частности, те же дилеры, активно пользуются", – говорит Мещеряков.

Зарплаты платят

При этом в региональном минпроме уже несколько раз отдельно подчеркивали, что, несмотря на снижение объемов производства по ряду отраслей, заводы региона "продолжают производственную деятельность, заработная плата выплачивается своевременно, социальные программы на предприятиях сохраняются".

Падение алтайской промышленности может подойти к уровню мощнейшего кризиса

В Союзе промышленников Алтая не исключают, что по итогам года физические объемы производства предприятий могут упасть на 5%. Это много

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей

Реклама: ООО СЗ ВЫШКА ИНН: 2225225825 Токен: 2W5zFGLnwSg