В натуральном выражении объемы алтайских промышленников за девять месяцев упали на 3%, а в деньгах - выросли сразу на 6,5%
"С одной стороны, мы видим очень неплохие цифры по состоянию алтайской промышленности в целом и машиностроения в частности. Но, с другой, если мы исключим из них ВПК, который является флагманом и "подтягивает" статистику, то у нас будет все не так красиво", – сказал Владимир Семенов, председатель комитета краевого заксобрания по промышленности, предпринимательству и туризму, 13 ноября в ходе круглого стола, организованного им. Эксперты и участники рынка обсудили состояние машиностроения в крае и меры поддержки, которые бы ему помогли.
Всё нормально, падаем
Алтайский завод прецизионных изделий (АЗПИ), который в 2022-2023 годах фиксировал как минимум шестикратный рост запроса на продукцию, за последний год упал на 30% в объемах производства и уменьшил штат сотрудников на 276 человек – до 1,3 тысячи. Об этом рассказала зампредседателя правления предприятия Анна Осинцева. И, по ее словам, в целом для отрасли в стране это не самые плохие цифры, у некоторых их коллег падение доходит до 50%.
Сотрудники покидали завод не через сокращение, а через текущую убыль, так как могли найти аналогичное место, но за бОльшую зарплату. При том что сейчас средний размер оплаты труда на заводе – 76 тыс. рублей.
"Но мы не имеем возможности повысить ее", – сказала Осинцева. – Причина – в существенном сокращении спроса на продукцию со стороны производителей автотехники (например, КАМАЗа), в том числе из-за острой конкуренции с китайскими производителями.
Также в числе причин, по словам Анны Осинцевой, – общая экономическая обстановка, сложившаяся из-за высокой ключевой ставки ЦБ. "Это не дает развиваться и изъяло все деньги на депозиты – никакой покупательной способности".
Охлаждение и крепкая валюта
Однако в целом ситуация в промышленности региона очень неоднородна. Полную картину представил Илья Финенко, замминистра промышленности края.
Вклад машиностроения в эти цифры большой. Оно занимает второе место после пищевой промышленности, его доля в общем объеме промпродукции – 28%, и за последние три года она выросла на 9%.
Производство вагонов, котлов, дизелей, аккумуляторов, сельхозтехники, автокомпонентов, оборудования, станков, электронных приборов и львиной доли продукции ВПК – это всё машиностроение.
В 2025 году из восьми подотраслей машиностроения четыре показали рост, а четыре – "минус".
Илья Финенко назвал несколько основных причин снижения показателей.
- Первая – плановое охлаждение экономики, которое повлияло на спрос продукции.
- Вторая – текущие курсы валюты. Из-за крепкого рубля (когда доллар и евро стоят сравнительно недорого) непривлекательным становится экспорт и, напротив, российский рынок становится выгодным для иностранных предприятий-конкурентов.
- Третья причина – высокая база прошлых лет, то есть слишком быстро росли в предыдущие годы.
"Только за два последних года промышленность края выросла на 15,7%. Для сравнения: в России в целом – на 10%, а в Сибири – только на 3%. То есть за прошлые годы многие предприятия края вышли на объемы, близкие к максимальным при их мощностях", – объяснил Илья Финенко.
Он подчеркнул, что все эти тенденции характерны в целом для промышленности страны и связаны с макроэкономическими факторами: "Наш регион здесь не уникален".
Что с отраслями
Самая емкая по объемам производства подотрасль – вагоностроение – за год упала почти на четверть, "потянув" за собой частично и металлургию, так как к "Алтайвагону" относится и крупнейшее литейное производство в Рубцовске.
Причина падения у вагоностроителей – политика "РЖД", которая из-за переизбытка подвижного состава на путях с конца прошлого года ввела ограничения на регистрацию новых вагонов и вывод их в общую сеть железных дорог. После длительных переговоров удалось прийти к договоренности о том, что вагоностроители могут производить 75-80% от того объема, который был прежде, в период пика заказов.
Другая емкая подотрасль – производство готовых металлоизделий. Здесь главным образом имеются в виду котлостроение и производство оборонной продукции (снарядов и боеприпасов).
В крае выпускается около 25% всех паровых котлов страны и 13% водогрейных. И это направление показывает очень уверенный рост.
Лидер отрасли – "Сибэнергомаш БКЗ". "Заказы продукции расписаны на несколько лет вперед. За 10 месяцев 2025 года предприятие выпустило на 70% больше продукции, чем годом ранее. Численность работников составляет 1455 человек, и с начала года она выросла на 305 человек".
"Оборонка" за 10 месяцев "прибавила" 19%.
Наконец, замыкает тройку подотраслей – лидеров по объемам производства – производство машинного оборудования. Прежде всего это сельхозмашиностроение и станкостроение.
Здесь выпуск продукции в натуральном выражении упал за 9 месяцев на 4,7%. А в деньгах объем производства составил 23 млрд рублей.
Что касается производства автокомпонентов – подотрасли, к которой относится АЗПИ, то Финенко подтвердил – объемы падают у всех, потому что нет прежнего спроса. Плюс конкуренция с китайскими производителями.
"Два года назад, когда это все началось, к нам поехали колонны с китайскими машинами, я специально посетила Китай, чтобы разобраться, как с ними конкурировать. Это невозможно. Мы физически работаем в разных условиях. Кредиты – под 2-3%. Все предприятия вынесены из городов в специально созданные промзоны – корпуса с иголочки. Электроэнергия субсидируется. Вся инфраструктура: жилье, детские сады, школы и т. д. Людей на улице нет – все работают. На каждое вакантное место – конкурс из специалистов. Прямой доступ к европейскому оборудованию. Мы работаем в других условиях", – рассказала Анна Осинцева.
При этом она подчеркнула, что с европейскими компаниями им раньше удавалось выстраивать именно партнерские отношения, даже с конкурентами. С китайскими коллегами – совсем другая история.
Передадут федералам
Тем не менее, по словам Ильи Финенко, сейчас все предприятия машиностроения, несмотря на сложности, работают, проекты не останавливают, массовых сокращений нигде не происходит, зарплата перечисляется своевременно.
Участники круглого стола вышли с несколькими предложениями о поддержке машиностроителей.
– Увеличивать возможности для докапитализации Фонда развития Алтайского края, который выдает льготные займы на развитие предприятий.
– При первой возможности предусмотреть средства бюджета для поддержки промышленников по краевому постановлению №245.
– Запустить на федеральном уровне программу по поддержке кадров. "В 2009 году, когда был кризис, мы выводили людей, попадающих под угрозу сокращения, на общественные работы. Часть затрат оплачивал бюджет. Тогда мы так сохранили ключевой штат", – привела пример Анна Осинцева.
– Возобновить госпрограмму по стимулированию найма отдельных категорий граждан. "Мы по ней трудоустраивали молодежь до 30 лет. Деньги из бюджета направляли на подготовку или переквалификацию кадров", – объяснила Осинцева.
– В рамках программы по повышению производительности труда внедрять роботизацию и инструменты искусственного интеллекта. "Без опыта каждое предприятие само по себе будет набивать одни и те же шишки, неэффективно вкладывать ресурсы. Нужно, чтобы был единый центр компетенций со специалистами, которые бы выезжали на предприятия, делали анализ и давали рекомендации".
– Облегчить условия получения льготных займов в части залогового имущества.
Владимир Семенов подчеркнул, что эти и другие предложения, а также описание ситуации в региональном машиностроении передадут на федеральный уровень:
"Сегодня очень важно транслировать информацию из регионов о состоянии машиностроения, чтобы в Госдуме, в правительстве формировалась картинка с мест о реальном положении дел. Потому что, когда мы говорим в целом про машиностроение, то всё отлично. Но в него "вшит" оборонзаказ, а без него по другим отраслям есть вопросы".