Толк новости
Экономика |

Борьба с обналом и "серыми" зарплатами: зачем усилили контроль за наличными

Эксперты Центробанка и налоговики рассказали о том, как работает закон по усилению контроля за оборотом наличных денег и зачем он нужен
Читать в полной версии ➔

С 10 января 2021 года в России вступили в силу поправки, ужесточающие контроль за оборотом наличных. Отныне любое обналичивание сумм от 600 тыс. рублей попадает в зону пристального изучения. Это необходимо, чтобы сделать незаконную "обналичку" дорогой и нерентабельной и, следовательно, вынудить отказаться от нее. Эксперты алтайских подразделений Центробанка и налоговой службы рассказали о нюансах вопроса.

Что за закон?

Поправки касаются Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Для юрлиц

Под пристальное внимание попадает зачисление или снятие со счета наличных на 600 тыс. рублей и выше. 

"Раньше, если такие операции были обусловлены характером деятельности предприятия, то они не подлежали обязательному контролю со стороны финансовой организации. Отныне ситуация поменялась – отслеживаются абсолютно все операции юридических лиц, начиная от указанной суммы и больше", – поясняет Татьяна Винокурова, управляющий Отделением Барнаул Банка России.

  

Для недвижимости

Пороговая сумма сделки с жилой и коммерческой недвижимостью, а также землей не изменилась. Под обязательный контроль попадают операции с наличными или безналичными средствами от 3 млн рублей и больше.

Для почтовых переводов

Требования к юридическим и физическим лицам изменились в отношении почтовых переводов. Сейчас, если совершается операция на сумму от 100 тыс. рублей, то она подлежит контролю.

Меньше серости

В управлении Федеральной налоговой службы в регионе (УФНС) на закон возлагают большие надежды.

"Закон не призван сократить оборот наличных. Если  вчитываться, его основная задача – ограничить их оборот в теневой сфере и сделать саму процедуру незаконного банкинга (в том числе обналичивание) нерентабельной или дорогостоящей", – говорит Юрий Куриленко, начальник регионального УФНС.

Подобное обналичивание используется для отмывания доходов. Оно дает возможность выплачивать "серые" зарплаты, уклоняться от уплаты налогов или незаконно их возмещать, писали "Ведомости" со ссылкой на отчет Росфинмониторинга о национальной оценке рисков легализации преступных доходов.

"Основная схема проста – вывод средств организации по фальшивым контрактам на счета фродовых компаний (т. н. "однодневки", "прокладки"). А уже с их счетов – перечисление денег на счета десятков, а то и сотен физических лиц, которые их уже обналичивают. Сложность зависит только от количества использованных звеньев", – поясняет Юрий Куриленко.

Эта схема, продолжает эксперт, порождает ещё одну проблему, уже для налоговых органов – формирование "бумажного" НДС и использование его уже в схемах незаконного налогового вычета.

"Политика государства по "обелению" бизнеса планомерна. Сейчас добывать нал труднее, чем раньше. Чтобы обеспечить обеление большого объема серого нала, нужен мегамозг", – продолжает генеральный директор Центра HR-технологий Persona Grata Марина Яворович.

Актуально для Алтайского края

Не в последнюю очередь усиление контроля за оборотом наличных связано с борьбой с "теневыми" зарплатами.

По наблюдениям Яворович, в крае много работодателей с "белой" зарплатой: "Мария-Ра", "Алтайвагон", "Барнаултрансмаш", федеральные сети, например, "Детский мир", "Спортмастер". Но в целом регион является одним из самых "серых" по заработной плате среди тех, с кем работает ее компания.

"Для крупных федеральных и местных компаний "серая" зарплата – это нонсенс. Потому что они пользуются пристальным вниманием со стороны надзорных органов. Для остальных "серая" зарплата – это возможно. Особенно если в недрах компании есть ИП и своя розница, а значит, приток нала. А поскольку микро– и малый бизнес, который не попадает в первый "фокус" надзорных органов, у нас превалирует, то процент "серости" высок", – говорит Марина Яворович.

Ранее в краевом профсоюзе долю "серого" рынка оценивали в 40%.

УФНС приводит такие данные. Из 50 тыс. организаций и ИП, выплачивающих зарплату в Алтайском крае, 19% (9,4 тыс.) выплачивают зарплату ниже МРОТ и ниже средней по соответствующим видам экономической деятельности. Численность   физических лиц, занятых в данных организациях, составляет 103 тыс. человек. А всего в 50 тыс. ИП и компаний работает порядка 850 тыс. человек.   

Как именно повлияет усиление контроля за оборотом наличных на рынок труда, сейчас наверняка сказать невозможно. Бизнес многократно находил возможности "лавировать" в трудностях российского законодательства. И основной довод небольших предпринимателей, которые платят часть зарплаты "всерую", привела та же Яворович: 

"Вопрос ведь неоднозначный. Если бы вы были предпринимателем, вы бы предпочли платить "белую" зарплату и отчислять с нее 48% налогов или нанять на эти деньги еще одного сотрудника, который приносил бы доход"?

Власти, в свою очередь, неоднократно заявляли о том, что "обеление" зарплат – это не только защита интересов работников, но и источник пополнения бюджета. В Алтайском крае НДФЛ – традиционно главный источник собственных доходов. 

  
Читать в полной версии ➔