Промышленникам могут создать промзону и смягчить "драконовские" условия помощи
Минпромэнерго Алтайского края вышло с пулом новых амбициозных предложений по поддержке промышленников. Власти готовы смягчить условия финансовой помощи предприятиям-инвесторам, задумываются о создании в регионе еще одной особой экономической зоны и современной промплощадки для новых производств.
Предварительный перечень предложений по масштабной поддержке промпредприятий министр Вячеслав Химочка озвучил на первом заседании экспертного совета по промышленности краевого заксобрания (АКЗС), который возглавляет зампред профильного комитета Андрей Абрамов.
Нет земли под новые производстваВ чем проблема. В крае сложился острый дефицит земельных участков, свободных и пригодных для строительства производств. Десятки промпредприятий ищут площадки под новые цеха для расширения или переезда из арендованных помещений.
Что предлагается. Создать в Барнауле новую промзону в районе аэропорта и тепличного комбината "Индустриальный", где есть территория площадью 300 га, и зафиксировать ее в генплане города.
Нет особой "льготной" зоны для промышленниковВ чем проблема. В Алтайском крае отсутствует особая экономическая зона (ОЭЗ) для развития промпроизводства – территория с льготными условиями налогообложения на 49 лет. В России уже создано 30 таких зон.
Льготы позволяют участникам ОЭЗ снижать себестоимость продукции по сравнению с конкурентами, что, помимо более выгодных условий вхождения на рынок и получения большей прибыли, дает преимущество для участия в тендерах.
Например, барнаульский "БМК "Меланжист Алтая" указывает на риски участия в госзакупках, так как их основные конкуренты из Ивановской области стали резидентами ОЭЗ, созданной в 2021 году. Между тем алтайское предприятие значительный объем продукции реализует именно по итогам тендеров.
Что предлагается. Создать на территории Алтайского края ОЭЗ промышленно-производственного типа. Она может располагаться как на участках предприятий, так и на отдельной площадке. Войти в нее компания может только с инвестпроектом. Варианты расположения ОЭЗ – на территории Алтайского моторного завода, "Меланжиста Алтая" или в новой промзоне у аэропорта.
Не "проходят" по зарплатеВ чем проблема. Главный документ, определяющий формы и условия поддержки промышленников-инвесторов, – это постановление правительства №245 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Алтайского края".
По этому постановлению поддержку могут получить только те компании, которые платят зарплату не ниже средней по отрасли.
Однако в некоторых отраслях этот уровень достаточно высок, поскольку предприятия-лидеры в них платят заметно больше, чем другие коллеги, которые с точки зрения получения такой помощи становятся заложниками этой ситуации.
Например, в отрасли по производству резиновых и пластмассовых изделий завод "Нортек", имеющий инорегионального собственника, задает высокую планку – средняя зарплата здесь составляет 53,2 тыс. рублей. Это влияет на средний размер в отрасли. В результате другие предприятия с более скромной экономикой, скажем "Мартика" или Барнаульский завод РТИ, не могут претендовать на поддержку, хотя реализуют инвестпроекты.
В химической отрасли высокий уровень зарплат держит, например, "Кучуксульфат" – около 48 тыс. рублей. А "Алтайский химпром" или "Ренессанс Косметик" в итоге не соответствуют критерию.
В производстве электрического оборудования бийская компания "Спецавтоматика" со средней зарплатой в 86,2 тыс. рублей задает уровень по отрасли, который не позволяет получить поддержку, например, заводу "Ротор".
Что предлагается. Взять на основу критерий зарплаты и ее динамики в среднем по краю, а не по отрасли.
Трудно сохранить персоналВ чем проблема. Одно из условий получения помощи – сохранение численности рабочих в течение года после получения субсидии. Нередко предприятия отказываются от заявки, взвешивая риск того, что через год персонал может сократиться по самым разным причинам.
Что предлагается. Либо исключить это требование, поскольку оно не отражает эффективность реализации проекта, и заменить его, например, показателем по снижению уровня износа оборудования, либо предусмотреть, что число рабочих мест может снизиться, но не более чем на 10%.
Борьба за 40 млн рублейВ чем проблема. Сегодня инвесторы, стоимость проектов которых составляет менее 1,5 млрд рублей, получают максимальную субсидию в 40 млн рублей за весь срок реализации. Те же, кто вкладывает свыше 1,5 млрд, получают право получать до 40 млн рублей ежегодно. Но требования для последних настолько завышены, что еще ни один проект не получил поддержки, то есть инструмент оказался недействующим.
Предполагается, что для ежегодного получения 40 млн рублей (но не более 15% стоимости проекта), инвестор должен еще до оказания поддержки вложить в проект минимум 1,5 млрд и создать не менее 150 рабочих мест.
Что предлагается:
во-первых, снизить стоимость проекта с 1,5 млрд до 1 млрд рублей и разделить эту сумму на две части: половину этой суммы вложить в течение пяти лет до начала реализации и еще половину – за те же пять лет после подачи заявки; во-вторых, отменить критерий по числу рабочих мест и заменить его условием роста зарплаты в течение пяти лет не ниже среднекраевого уровня; в-третьих, изменить процент возмещения с 15 до 20%. "Мешают" котельныеВ чем проблема. По 245-му постановлению инвестор не может быть субъектом естественных монополий. Проверку этого критерия ведут по соответствующему реестру и ОКВЭДу, который связан с деятельностью, на которую устанавливаются тарифы: электроснабжение, теплоснабжение, транспортные услуги и прочее. Даже если эта деятельность не является основной. Из-за этого предприятия, которые владеют, например, котельными, подстанциями, не могут получить поддержку. Скажем, такая ситуация возникла в 2021 году при рассмотрении заявки бийского ФНПЦ "Алтай".
Что предлагается. Добавить пункт, который будет гласить, что помимо нахождения в реестре субъектов естественных монополий предприятие должно иметь основной ОКВЭД, связанный с регулируемым видом деятельности.
Лизинговый фонд без лизингаВ чем проблема. Алтайский краевой лизинговый фонд сейчас не оформляет договоры лизинга, а предоставляет инвестиционные кредиты под 5%. Предприятиям нужно предоставить в залог не только само покупаемое оборудование, но и уже имеющееся. В результате этот инструмент плохо востребован и в фонде сейчас остаются свободными около 200 млн рублей.
Что предлагается. Изменить формат работы фонда, чтобы он не требовал предоставления дополнительного залога.
Тормоз в виде двух кварталовВ чем проблема. Сегодня Фонд развития Алтайского края ставит ограничение – если предприятие получило займ от него, то получить новый оно может не раньше, чем через два квартала после этого. Из-за этого инвесторы, получившие средства на один из этапов проекта, не могут получить займ на следующие либо на новый проект, пока не пройдет полгода.
Что предлагается. Исключить это требование.
Нужно поддержать экспортеровВ чем проблема. Сегодня основные меры поддержки в крае связаны с предоставлением льготных займов и субсидированием инвестиционных затрат. При этом мало уделяется внимания кооперации предприятий и почти отсутствует помощь экспортерам.
Что предлагается:
поддержать кооперацию, например для производителей техники ввести субсидирование части затрат на приобретение дизельных двигателей, произведенных в крае; ввести субсидирование затрат на транспортировку продукции на экспорт."Сегодня промышленники Алтайского края – одна из движущих сил экономики региона. Последние годы, даже во время пандемии, они показывают рост и объемов производства, и выручки, и суммы перечисленных в бюджеты налогов. Промпредприятия дают 20% ВПР региона, более 30% налогов, около четверти объема инвестиций.
Совершенно очевидно, что нужно создавать благоприятные условия для развития производств в условиях постоянной экономической турбулентности, – говорит Андрей Абрамов. – Правительство и заксобрание постоянно работают над совершенствованием инструментов поддержки. Министерство вышло с амбициозным пулом предложений, которые мы обязательно обсудим и проработаем. Но уже сейчас понятно, что они возникли не с "потолка", а сформированы с учетом проблем и пожеланий самих предприятий".