Толк новости
Фоторепортажи |

Новый древний тракт: как в долине реки Ануй строят важный мост и обновляют дорогу

Завершить реконструкцию подрядчик планирует в конце октября 2026 года, сообщает минтранс Алтайского края. Новый мост и проезжая часть сделают путь к туристическим местам региона намного безопаснее
Читать в полной версии ➔

В Алтайском крае продолжают улучшать туристические дороги. В прошлом году стали ровнее и безопаснее два участка трассы "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай" (К-12). Она соединяет крупные населенные пункты Солонешенского района и ведет к ярким достопримечательностям: известной во всем мире Денисовой пещере, водопаду Шинок, стоянке древнего человека Карама. В этом году стартовала реконструкция еще одного отрезка. В его рамках планируют построить новый красивый мост. Работы в разгаре. Как сейчас выглядит это живописное место стройки, смотрите в фоторепортаже "Толка".

Стратегически важный объект

С одной стороны – горы и леса, с другой – быстрая река. Участок, где идет реконструкция, расположен в долине Ануя, с 128 по 130 км трассы регионального значения "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай" (К-12). Это место наполнено чистым воздухом и природными красотами. Уже в следующем году здесь появится новый мост через Каменный ручей и современное дорожное полотно.

Работается в таких условиях совсем по-другому, признаются дорожные строители "Барнаульского ДСУ-4". Подрядчик полноценно развернулся на объекте осенью 2025 года. Строительный городок обустроили неподалеку – в районе базы "Шинок", рассказали на площадке. А перед этим специалисты предприятия провели целый комплекс подготовительных работ.

Времени было достаточно. Аукцион на определение подрядной организации для строительства моста и реконструкции дороги прошел еще в марте этого года. Стоимость контракта составила более 400 млн рублей. Заказчиком традиционно выступил "Алтайавтодор". Стороны подписали контракт в начале апреля. Завершить его планируется в октябре 2026 года. К этому сроку должны быть готовы и мост, и дорога.

Во второй половине октября этого года мостостроители ДСУ-4 расчистили участок для нового моста через ручей и принялись за первый этап строительства – бурение и бетонирование буронабивных свай для устройства опор. На сегодняшний день обе опоры уже готовы. Между ними уложат конструкции пролета, состоящего из семи балок. В целом длина объекта составит 15 метров, ширина – 8 метров.

Мост будет однопролетным с двумя полосами для движения. После устройства полотна будет уложена дорожная одежда, оборудованы водоотвод и барьерное ограждение, рассказали в пресс-службе "Алтайавтодора".

Каменный ручей и его влияние

Что касается участка дороги, то в дальнейшем здесь будет устроено земляное полотно, уложен асфальтобетон и смонтированы три водопропускные трубы. В завершении нанесут дорожную разметку и установят необходимые дорожные знаки.

"В связи с производством работ движение транспорта на данном участке организовано с ограничениями. На время реконструкции дорога будет сужена до одной полосы, а в местах активных работ будет действовать объездная дорога", – сообщили алтайские дорожники.

По словам местных жителей, необходимость строительства моста через ручей назрела давно. Ручей, который пересекал дорогу, был маленьким, но создавал большие проблемы, в том числе зимой. Еще в советское время, чтобы он не размывал проезжую часть, его пустили по водопропускным трубам. Но они давно плохо справляются со своей задачей.

Новый мост снимет эту проблему – проезд станет удобнее и безопаснее. Работать он будет в связке с обновленной дорогой. Параллельно с возведением моста подрядчик занимается обновлением полотна.

Дорога К-12 многим известна как Ануйский тракт. Когда-то по нему проходил древний караванный путь через Алтайские горы. На протяжении сотен лет здесь ходили кочевники – джунгары, киргизы, алтайцы. Большая часть дороги протянулась вдоль берега реки Ануй (левого притока Оби). Отсюда и негласное сейчас название дороги – Ануйский тракт, отмечают историки. Именно этим путем в свое время воспользовался Николай Рерих, когда в 1926 году с экспедицией двигался в село Верхний Уймон. Местные жители показали ему древнюю пещеру, которая уже тогда получила название Денисовой. Одно село – два моста

Отметим, что в части ремонта и реконструкции мостов Алтайский край в 2025 году побил собственный рекорд. Работы прошли на 15 объектах.

Следующий обещает быть не менее продуктивным. Что касается туристических направлений, на которые регион последние несколько лет делает особый упор, то в 2026 году, помимо моста через Каменный ручей, будут готовы еще два объекта. Оба будут относиться к селу Лютаево. Оно стоит на трассе "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай".

Один мост находится непосредственно в селе Лютаево. Старое сооружение признано аварийным и полностью демонтировано. Подрядчик выполнил устройство буронабивных свай и возведение береговых опор. На них установили железобетонные пролетные строения. После исполнитель принялся за омоноличивание швов и устройство сопряжений с автодорогой.

В следующем году запланирована укладка асфальтобетонного покрытия, монтаж защитных ограждений, устройство тротуаров и уличного освещения. Мост будет безопасен для водителей и пешеходов в любое время суток. На реконструкцию объекта выделили свыше 80 миллионов рублей.

Второй мост находится на выезде из Лютаево. И его тоже переделывают. Причем за аналогичную сумму. Здесь построили временную объездную дорогу. Строители провели подготовительные работы для монтажа балок пролетного строения. Сдача объекта в эксплуатацию тоже запланирована на следующий год.

Дорога в перспективы

Общая протяженность дороги "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай" – более 140 км. Ее роль сложно переоценить. Трасса соединяет десятки населенных пунктов и два региона – Алтайский край и Горный Алтай.

Вдобавок это важная туристическая дорога. Ежегодно по ней ездят тысячи туристов, отмечают в министерстве транспорта региона. Вдоль нее расположена масса природных и древних археологических достопримечательностей. В их числе – Стоянка Карама, Денисова пещера, экотропа "Грот Махам", река Шинок, Шинокские водопады. А еще она соединяет в единую сеть туристические базы и ведет в кемпинг.

К слову, в прошлом году "Алтайавтодор" благополучно открыл два участка трассы К-12. В 2024 году дорожники отремонтировали два отрезка. Сумма вложений составила почти 230 млн рублей. Часть денег потратили на реконструкцию участка протяженностью 2,2 км у самого подъема в Денисову пещеру – мировой научный бренд Алтайского края.

В ходе работ дорожники расширили проезжую часть, восстановили основание и уложили свежий асфальт. Выглядит это впечатляюще, особенно для тех, кто помнит, какой дорога была до реконструкции. Корреспонденты "Толка" могут подтвердить, что разница налицо.

В уходящем году мы побывали на месте. Дорога выглядит достойно. Помимо дорожной разметки, знаков и нового освещения, рядом со входом на территорию реликтового грота появилась арка с электронным табло. И сегодня даже местные жители признают, что постепенно дорожная инфраструктура Солонешенского района улучшается. И новый участок с мостом – лишнее тому подтверждение.

Читать в полной версии ➔