Завершить реконструкцию подрядчик планирует в конце октября 2026 года, сообщает минтранс Алтайского края. Новый мост и проезжая часть сделают путь к туристическим местам региона намного безопаснее
В Алтайском крае продолжают улучшать туристические дороги. В прошлом году стали ровнее и безопаснее два участка трассы "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай" (К-12). Она соединяет крупные населенные пункты Солонешенского района и ведет к ярким достопримечательностям: известной во всем мире Денисовой пещере, водопаду Шинок, стоянке древнего человека Карама. В этом году стартовала реконструкция еще одного отрезка. В его рамках планируют построить новый красивый мост. Работы в разгаре. Как сейчас выглядит это живописное место стройки, смотрите в фоторепортаже "Толка".
Стратегически важный объект
С одной стороны – горы и леса, с другой – быстрая река. Участок, где идет реконструкция, расположен в долине Ануя, с 128 по 130 км трассы регионального значения "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай" (К-12). Это место наполнено чистым воздухом и природными красотами. Уже в следующем году здесь появится новый мост через Каменный ручей и современное дорожное полотно.
Работается в таких условиях совсем по-другому, признаются дорожные строители "Барнаульского ДСУ-4". Подрядчик полноценно развернулся на объекте осенью 2025 года. Строительный городок обустроили неподалеку – в районе базы "Шинок", рассказали на площадке. А перед этим специалисты предприятия провели целый комплекс подготовительных работ.
Времени было достаточно. Аукцион на определение подрядной организации для строительства моста и реконструкции дороги прошел еще в марте этого года. Стоимость контракта составила более 400 млн рублей. Заказчиком традиционно выступил "Алтайавтодор". Стороны подписали контракт в начале апреля. Завершить его планируется в октябре 2026 года. К этому сроку должны быть готовы и мост, и дорога.
Во второй половине октября этого года мостостроители ДСУ-4 расчистили участок для нового моста через ручей и принялись за первый этап строительства – бурение и бетонирование буронабивных свай для устройства опор. На сегодняшний день обе опоры уже готовы. Между ними уложат конструкции пролета, состоящего из семи балок. В целом, длина объекта составит 15 метров, ширина – 8 метров.
Мост будет однопролетным с двумя полосами для движения. После устройства полотна будет уложена дорожная одежда, оборудованы водоотвод и барьерное ограждение, рассказали в пресс-службе "Алтайавтодора".
Каменный речей и его влияние
Что касается участка дороги, то в дальнейшем здесь будет устроено земляное полотно, уложен асфальтобетон и смонтированы три водопропускные трубы. В завершении нанесут дорожную разметку и установят необходимые дорожные знаки.
"В связи с производством работ движение транспорта на данном участке организовано с ограничениями. На время реконструкции дорога будет сужена до одной полосы, а в местах активных работ будет действовать объездная дорога", – сообщили алтайские дорожники.
По словам местных жителей, необходимость строительства моста через ручей назрела давно. Ручей, который пересекал дорогу, был маленьким, но создавал большие проблемы, в том числе зимой. Еще в советское время, чтобы он не размывал проезжую часть, его пустили по водопропускным трубам. Но они давно плохо справляются со своей задачей.
Новый мост снимет эту проблему – проезд станет удобнее и безопаснее. Работать он будет в связке с обновленной дорогой. Параллельно с возведением моста подрядчик занимается обновлением полотна.
Одно село – два моста
Отметим, что в части ремонта и реконструкции мостов Алтайский край в 2025 году побил собственный рекорд. Работы прошли на 15 объектах.
Следующий обещает быть не менее продуктивным. Что касается туристических направлений, на которые регион последние несколько лет делает особый упор, то в 2026 году, помимо моста через Каменный ручей, будут готовы еще два объекта. Оба будут относится к селу Лютаево. Оно стоит на трассе "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай".
Один мост находится непосредственно в селе Лютаево. Старое сооружение признано аварийным и полностью демонтировано. Подрядчик выполнил устройство буронабивных свай и возведение береговых опор. На них установили железобетонные пролетные строения. После исполнитель принялся за омоноличивание швов и устройство сопряжений с автодорогой.
В следующем году запланирована укладка асфальтобетонного покрытия, монтаж защитных ограждений, устройство тротуаров и уличного освещения. Мост будет безопасен для водителей и пешеходов в любое время суток. На реконструкцию объекта выделили свыше 80 миллионов рублей.
Второй мост находится на выезде из Лютаево. И его тоже переделывают. Причем, за аналогичную сумму. Здесь построили временную объездную дорогу. Строители провели подготовительные работы для монтажа балок пролетного строения. Сдача объекта в эксплуатацию тоже запланирована на следующий год.
Дорога в перспективы
Общая протяженность дороги "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай" – более 140 км. Ее роль сложно переоценить. Трасса соединяет десятки населенных пунктов и два региона – Алтайский край и Горный Алтай.
Вдобавок это важная туристическая дорога. Ежегодно по ней ездят тысячи туристов, отмечают в министерстве транспорта региона. Вдоль нее расположена масса природных и древних археологических достопримечательностей. В их числе – Стоянка Карама, Денисова пещера, экотропа "Грот Махам", река Шинок, Шинокские водопады. А еще она соединяет в единую сеть туристические базы и ведет в кемпинг.
К слову, в прошлом году "Алтайавтодор" благополучно открыл два участка трассы К-12. В 2024 году дорожники отремонтировали два отрезка. Сумма вложений составила почти 230 млн рублей. Часть денег потратили на реконструкцию участка протяженностью 2,2 км у самого подъема в Денисову пещеру – мировой научный бренд Алтайского края.
В ходе работ дорожники расширили проезжую часть, восстановили основание и уложили свежий асфальт. Выглядит это впечатляюще, особенно для тех, кто помнит, какой дорога была до реконструкции. Корреспонденты "Толка" могут подтвердить, что разница налицо.
В уходящем году мы побывали на месте. Дорога выглядит достойно. Помимо дорожной разметки, знаков и нового освещения рядом со входом не территорию реликтового грота появилась арка с электронным табло. И сегодня даже местные жители признают, что постепенно дорожная инфраструктура Солонешенского района улучшается. И новый участок с мостом – лишнее тому подтверждение.