Новый древний тракт: как в долине реки Ануй строят важный мост и обновляют дорогу

Завершить реконструкцию подрядчик планирует в конце октября 2026 года, сообщает минтранс Алтайского края. Новый мост и проезжая часть сделают путь к туристическим местам региона намного безопаснее

В Алтайском крае продолжают улучшать туристические дороги. В прошлом году стали ровнее и безопаснее два участка трассы "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай" (К-12). Она соединяет крупные населенные пункты Солонешенского района и ведет к ярким достопримечательностям: известной во всем мире Денисовой пещере, водопаду Шинок, стоянке древнего человека Карама. В этом году стартовала реконструкция еще одного отрезка. В его рамках планируют построить новый красивый мост. Работы в разгаре. Как сейчас выглядит это живописное место стройки, смотрите в фоторепортаже "Толка".

Стратегически важный объект

Опоры для будущего моста через ручей Каменный. 30 ноября 2025 года
Опоры для будущего моста через ручей Каменный. 30 ноября 2025 года
Фото: Виталий Барабаш/"Толк"

С одной стороны – горы и леса, с другой – быстрая река. Участок, где идет реконструкция, расположен в долине Ануя, с 128 по 130 км трассы регионального значения "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай" (К-12). Это место наполнено чистым воздухом и природными красотами. Уже в следующем году здесь появится новый мост через Каменный ручей и современное дорожное полотно.

Мост, ворота и обход. Топ-5 самых дорогих дорожных суперобъектов Алтая 2025 года

Дорогие дороги, мосты и первая в регионе трехуровневая развязка – министр транспорта Алтайского края назвал топ-5 самых дорогих и крупных дорожных проектов 2025 года

Работается в таких условиях совсем по-другому, признаются дорожные строители "Барнаульского ДСУ-4". Подрядчик полноценно развернулся на объекте осенью 2025 года. Строительный городок обустроили неподалеку – в районе базы "Шинок", рассказали на площадке. А перед этим специалисты предприятия провели целый комплекс подготовительных работ.

Времени было достаточно. Аукцион на определение подрядной организации для строительства моста и реконструкции дороги прошел еще в марте этого года. Стоимость контракта составила более 400 млн рублей. Заказчиком традиционно выступил "Алтайавтодор". Стороны подписали контракт в начале апреля. Завершить его планируется в октябре 2026 года. К этому сроку должны быть готовы и мост, и дорога.

Во второй половине октября этого года мостостроители ДСУ-4 расчистили участок для нового моста через ручей и принялись за первый этап строительства – бурение и бетонирование буронабивных свай для устройства опор. На сегодняшний день обе опоры уже готовы. Между ними уложат конструкции пролета, состоящего из семи балок. В целом, длина объекта составит 15 метров, ширина – 8 метров.

Мост будет однопролетным с двумя полосами для движения. После устройства полотна будет уложена дорожная одежда, оборудованы водоотвод и барьерное ограждение, рассказали в пресс-службе "Алтайавтодора".

Каменный речей и его влияние

Любо, но дорого: новый мост через Катунь между двумя Алтаями начнут строить в 2026 году

Сейчас над Катунью прокинут старый подвесной мост, который не соответствует современным требованиям. Строительство нового объекта улучшит сообщение между Алтайским краем и Республикой Алтай

Что касается участка дороги, то в дальнейшем здесь будет устроено земляное полотно, уложен асфальтобетон и смонтированы три водопропускные трубы. В завершении нанесут дорожную разметку и установят необходимые дорожные знаки.

"В связи с производством работ движение транспорта на данном участке организовано с ограничениями. На время реконструкции дорога будет сужена до одной полосы, а в местах активных работ будет действовать объездная дорога", – сообщили алтайские дорожники.

По словам местных жителей, необходимость строительства моста через ручей назрела давно. Ручей, который пересекал дорогу, был маленьким, но создавал большие проблемы, в том числе зимой. Еще в советское время, чтобы он не размывал проезжую часть, его пустили по водопропускным трубам. Но они давно плохо справляются со своей задачей.

Новый мост снимет эту проблему – проезд станет удобнее и безопаснее. Работать он будет в связке с обновленной дорогой. Параллельно с возведением моста подрядчик занимается обновлением полотна.

Дорога К-12 многим известная как Ануйский тракт. Когда-то по нему проходил древний караванный путь через Алтайские горы. На протяжении сотен лет здесь ходили кочевники – джунгары, киргизы, алтайцы. Большая часть дороги протянулась вдоль берега реки Ануй (левого притока Оби). Отсюда и негласное сейчас название дороги – Ануйский тракт, отмечают историки. Именно этим путем в свое время воспользовался Николай Рерих, когда в 1926 году с экспедицией двигался в село Верхний Уймон. Местные жители показали ему древнюю пещеру, которая уже тогда получила название Денисовой.

Одно село – два моста

Отметим, что в части ремонта и реконструкции мостов Алтайский край в 2025 году побил собственный рекорд. Работы прошли на 15 объектах.

В Алтайском крае реконструируют мосты на одной из главных туристических дорог. Фото

Масштабные работы по реконструкции затронули сразу несколько мостов, которые расположены на одной из важнейших транспортных артерий региона

Следующий обещает быть не менее продуктивным. Что касается туристических направлений, на которые регион последние несколько лет делает особый упор, то в 2026 году, помимо моста через Каменный ручей, будут готовы еще два объекта. Оба будут относится к селу Лютаево. Оно стоит на трассе "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай".

Один мост находится непосредственно в селе Лютаево. Старое сооружение признано аварийным и полностью демонтировано. Подрядчик выполнил устройство буронабивных свай и возведение береговых опор. На них установили железобетонные пролетные строения. После исполнитель принялся за омоноличивание швов и устройство сопряжений с автодорогой.

В следующем году запланирована укладка асфальтобетонного покрытия, монтаж защитных ограждений, устройство тротуаров и уличного освещения. Мост будет безопасен для водителей и пешеходов в любое время суток. На реконструкцию объекта выделили свыше 80 миллионов рублей.

Второй мост находится на выезде из Лютаево. И его тоже переделывают. Причем, за аналогичную сумму. Здесь построили временную объездную дорогу. Строители провели подготовительные работы для монтажа балок пролетного строения. Сдача объекта в эксплуатацию тоже запланирована на следующий год.

Дорога в перспективы

Общая протяженность дороги "Быканов Мост – Солоновка – Солонешное – граница Республики Алтай" – более 140 км. Ее роль сложно переоценить. Трасса соединяет десятки населенных пунктов и два региона – Алтайский край и Горный Алтай.

Ровная дорога в древность: как изменился Ануйский тракт, ведущий к Денисовой пещере

Два участка одной из ключевых туристических дорог Алтайского края капитально отремонтировали – расширили, укрыли новым асфальтом, а напротив знаменитой пещеры еще и оборудовали освещением и тротуарами

Вдобавок это важная туристическая дорога. Ежегодно по ней ездят тысячи туристов, отмечают в министерстве транспорта региона. Вдоль нее расположена масса природных и древних археологических достопримечательностей. В их числе – Стоянка Карама, Денисова пещера, экотропа "Грот Махам", река Шинок, Шинокские водопады. А еще она соединяет в единую сеть туристические базы и ведет в кемпинг.

К слову, в прошлом году "Алтайавтодор" благополучно открыл два участка трассы К-12. В 2024 году дорожники отремонтировали два отрезка. Сумма вложений составила почти 230 млн рублей. Часть денег потратили на реконструкцию участка протяженностью 2,2 км у самого подъема в Денисову пещеру – мировой научный бренд Алтайского края.

В ходе работ дорожники расширили проезжую часть, восстановили основание и уложили свежий асфальт. Выглядит это впечатляюще, особенно для тех, кто помнит, какой дорога была до реконструкции. Корреспонденты "Толка" могут подтвердить, что разница налицо.

В уходящем году мы побывали на месте. Дорога выглядит достойно. Помимо дорожной разметки, знаков и нового освещения рядом со входом не территорию реликтового грота появилась арка с электронным табло. И сегодня даже местные жители признают, что постепенно дорожная инфраструктура Солонешенского района улучшается. И новый участок с мостом – лишнее тому подтверждение.

Сезон на максималках: Алтайский край побил все рекорды по апгрейду дорог в 2025 году

Итоги дорожно-строительного сезона в Алтайском крае вполне можно охарактеризовать словом "беспрецедентные". Во многом их определило максимальное за последние несколько лет финансирование

Новости партнеров
Новости партнеров
Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFGt1Png