Толк новости
Культура |

На вечную память: в Барнауле покажут кино о фотографе, снявшем город до революции

Алтайский журналист снял документальный фильм о фотографе Сергее Борисове, который оставил богатейший архив снимков о жизни Барнаула и Алтая на рубеже ХIX-XX веков, но сам практически ушел в небытие
Читать в полной версии ➔

Имя Сергея Борисова барнаульцы могли не слышать, но старинные фото, сделанные им, почти наверняка видел каждый: они есть в экспозициях местных музеев и на информационных стендах, посвященных истории города, – например, в Нагорном парке. Работы фотографа, запечатлевшего Барнаул на стыке горнозаводской и купеческой эпох, осмыслил журналист телеканала "Толк" Николай Потешкин в своем фильме, который сейчас готовится к показу.

Автор погружается в "химию" фотопроцесса прошлого века, "цитирует" знаменитые снимки Борисова с помощью современной техники, а еще отправляется по следам его фотоэкспедиции по Горному Алтаю, где тоже на рубеже столетий происходили тектонические перемены. Журналист уверен: Алтаю еще предстоит осознать всю важность борисовского наследия.

Показ фильма "Сергей Борисов. На вечную память" пройдет 7 сентября в краеведческом музее на пр. Красноармейском, 28. Барнаульцы в парижских будуарах

Фильм "Сергей Борисов. На вечную память" задумывался как дилогия: показ первой части состоялся в краеведческом музее еще год назад.

Эта серия знакомит зрителей с личностью Сергея Борисова. Известно, что фотограф был одним из представителей тогдашнего среднего класса: в 1900 году он открыл в Барнауле собственное фотоателье, быстро ставшее одним из самых востребованных и передовых – несмотря на то, что на тот момент было уже восьмым по счету.

Интерьеры для съемок владелец привез из самого Парижа, и там же, в столице Франции, Борисов подсмотрел рецепт изготовления фотобумаги, выпуск которой затем наладил в Барнауле. Эксперты в фильме говорят, что это было второе такое фабричное производство в России после Москвы.

Сергей Борисов также активно осваивал новые технологии: например, благодаря короткой выдержке он качественно снимал непоседливых детей и даже домашних питомцев. И конечно, завсегдатаями его ателье были многие известные горожане того времени: купцы и их жены, горные офицеры, священнослужители, гласные городской думы и общественные деятели.

Для погружения в тему автор фильма осваивал фотопроцесс рубежа ХIX-XX веков – журналист даже приобрел старинный деревянный аппарат на треноге, стеклянные фотопластины и специальные реактивы.

"У нас остался вопрос: раз уж фотография стала такой популярной и в Барнауле было целых восемь фотоателье, почему только Борисов вышел на улицу и начал снимать город? Те исторические фотографии, что мы сейчас имеем, в большинстве своем сделаны его руками", – говорит автор фильма Николай Потешкин.

Тому, как Борисов, по сути, стал главным фотолетописцем Барнаула и Алтая, и посвящено продолжение фильма, которое сейчас лежит на монтажном столе.

Барнаул на высоте

Стремительно меняющийся облик Барнаула в объективе Борисова – центральная тема второй части фильма. В ней демонстрируются все знаменитые снимки фотографа, которые сейчас активно экспонируются по всему городу: панорамы Московского (ныне Ленинского) проспекта и Старого базара, купеческие кварталы современных улиц Толстого и Ползунова, а также изображения ныне утраченных зданий – пассажа Фирсова, Петропавловского собора и многих других.

Благодаря наследию Борисова барнаульцы в том числе могут увидеть, каким был город до великого пожара 1917 года.

"Местные купцы разбогатели – наши эксперты, кстати, рассказывают почему: на фоне голода в Поволжье предприниматели хорошо заработали на продаже хлеба. Кроме того, закончилась горнозаводская эпоха, закрылся Сереброплавильный завод, и стало возможно строить большие предприятия – до этого, по сути, было нельзя, потому что существовал запрет на использование леса в качестве топлива. Разбогатевшее купечество стало перестраивать Барнаул – и эти преображения фиксировал Сергей Борисов", – говорит Николай Потешкин.

Помимо архитектуры, в "прицел" Борисова попали и многие обитатели тогдашнего Барнаула, которые тоже испытывали на себе влияние прогресса: на одном из снимков символично запечатлены пешеход, водитель конной повозки и наездники велосипеда-тандема.

"Больше всего мне нравятся те фотографии, на которых люди смотрят в объектив. Есть два фото, сделанных практически на одном и том же месте, на площади Свободы. Тут женская гимназия, тут Петропавловский собор, и стоит мальчишка лет 6-7 и как будто смотрит на тебя. Вторая фотография почти такая же, только снятая с другого угла – там тоже мальчишка с узелком. Давным-давно они выросли, постарели и умерли, но вы как будто с ними встретились и пообщались. Это удивительно и с точки зрения технологии: на фото запечатлен общий план площади, но благодаря тому, что оно было сделано на большие фотопластины, мы можем приблизить его, и объекты не распадутся на "пиксели", – делится автор фильма.

В некоторых эпизодах фильма журналист сам "попадает" на кадры Борисова или воссоздает его снимки через прием "было-стало" – уже при помощи современной техники и в том числе с воздуха.

Шаманы в 3D

Сергею Борисову удалось застать перемены и у наших ближайших соседей: во время большой фотоэкспедиции по Горному Алтаю он снимал быт коренных жителей в момент перехода от шаманизма к бурханизму – например, уже тогда на фото попала традиция повязывания ленточек у "мест силы".

"Алтай на тот момент становится открытым для нас, европейских жителей. Как рассказывает в фильме краевед Оксана Сергеевна Мамонтова, у среднего класса Барнаула появился запрос на отдых за городом. Моря у нас нет, но есть горы, реки, озера. И так во времена Борисова стали осваивать Республику Алтай как туристическую зону. Он снял самые привлекательные и красивые места – гору Белуху, село Чемал и его окрестности, Улалу – ныне Горно-Алтайск, Онгудай, Кош-Агач и многое другое", – продолжает Николай.

В фильме рассказывается, как по приезде Борисов вручную раскрашивал снимки и знакомил барнаульцев с красотами Алтая при помощи "волшебного фонаря" – проектора того времени. Тогда же фотограф экспериментировал со стереофото – предшественником современных технологий 3D.

На добрую память

Финал фильма, говорит автор, получился довольно грустный: пожар 1917 года уничтожил дом Сергея Борисова вместе с ателье, где хранились сотни негативов. А после, как известно, закончилась и сама эпоха, в которой фотограф сделал себе имя.

"После этого, уже при советской власти, он еще некоторое время работает в артели фотографов и тоже снимает город. И наверное, для Борисова это было уже "не его". Не стало прежней страны, эпохи, и вместе с ней постепенно ушел в небытие и Сергей Иванович. Как удалось выяснить, у дочери Борисова не было детей, а сын погиб в Великую Отечественную войну, и непонятно, остались ли у него потомки. Мы знаем только, что сам Борисов похоронен на Булыгинском кладбище. Но его могила тоже потеряна. Как будто растворился человек", – размышляет журналист.

Николай Потешкин убежден, что современный Барнаул должен воздать Сергею Борисову должное и увековечить его память хотя бы на мемориальной табличке. Установить ее можно было бы на здании филармонии: до революции там был Народный дом с любительским театром, в котором играл фотограф. И, став бездомным после пожара, именно там Борисов нашел временный приют.

"Фильм не зря называется "На вечную память": этот человек сохранил для нас дореволюционный Барнаул. К тому же многие его фото остались на открытках, а их как раз было принято подписывать "На добрую память". Мне кажется, Барнаул должен сказать Сергею Борисову спасибо – ведь мы до сих пор пользуемся его наследием, но далеко не все знают, что был в Барнауле такой человек", – резюмирует журналист.

Читать в полной версии ➔