Дураков нет. Чем чреват бум строительства частных домов в Барнауле и пригороде
В Алтайском крае значительно вырос рынок индивидуальных домов. Но для массового и “правильного” индивидуального жилищного строительства (ИЖС) региону не хватает участия со стороны государства. И в этом "зарыта" главная угроза появления нового типа “обманутых дольщиков”. Об этом шла речь на круглом столе по проблемам ИЖС, который прошел в ИД “Алтапресс” 20 мая.
В 2020 году в Алтайском крае построили 340 тыс. кв. метров индивидуальных жилых домов. Из них 30% – в Барнауле. В январе-апреле 2021 года построено 106,7 тыс. кв. метров ИЖС, что на 40% больше аналогичного периода прошлого года, сообщают в минстрое края. В региональном Росреестре уточняют: в первом квартале 2021 года на кадастровый учет поставлено порядка 1050 частных домов. За аналогичный период прошлого года – около 650 объектов. Пустая земляУчастники круглого стола подтвердили, что рынок малоэтажки растет. Катализатором 2020 года стали:
пандемия, которая подстегнула желающих перебраться жить на землю,
упрощение процедуры регистрации объектов,
появление специальных кредитных программ с льготной ставкой,
желание жить дешевле и комфортно.
“Видимо, сказываются экономические причины: тарифы [ЖКХ] довольно высокие по отношению к уровню благосостояния граждан. Себестоимость жизни на земле ниже, и люди вкладывают туда [в частные дома] деньги”, – предположил замминистра по строительству Игорь Спивак.
Но он отметил сдерживающий фактор: на потенциальных участках для строительства нет инженерной и социальной инфраструктуры.
“Учитывая изношенность существующих сетей – от 60% до 80% – все средства муниципалитета и бюджет региона направляются на восстановление текущей ситуации. Создается дефицит средств для стимулирования жилищного строительства”, – отметил Спивак.
Строить сети и дороги дорого, поделился Вадим Смагин, возглавляющий пивзавод “Бочкари” (Целинный район). Даже такому крупному градообразующему предприятию потребовалась поддержка со стороны бюджета. Ее получили по программе устойчивого развития сельскохозяйственных территорий.
Также использовалась поддержка по программам для учителей и врачей, которых “Бочкари” звал работать в село. Но сумма в 1-1,5 млн рублей слишком мала для строительства своего дома, а строить за счет своих инвестиций люди не хотят, говорит Смагин.
“Дураков нет. Все умеют считать и понимают, что не смогут продать дом так, чтобы выручить вложенные средства. А строительство жилья должно идти, чтобы не допустить кризис в сельском хозяйстве региона. С города мы людей не навозимся”.
Жизнь по-новомуЛюди, которые хотели бы перебраться в свой дом, видят его в благоустроенном поселке. Чтобы там были асфальтированные дороги, коммуникации, места для отдыха, площадки для спорта, магазин, фельдшерско-акушерский пункт, аптека, салон красоты. А еще школа и детсад, до которых можно добраться пешком, желательно за 30 минут или хотя бы на автобусе, делится Андрей Слободян, которые строит поселки в Первомайском районе.
“К концу реализации первой очереди “Фирсовой слобода 3” мы поняли свои ошибки – продажа максимального количества участков. Из-за этого не появилось зоны рекреации. В новом поселке мы пошли на строительство бетонных дорог, уличного освещения, спортивной и прогулочной площадки, места для мусорных контейнеров. Чтобы люди не выставляли пакеты с мусором на дорогу”, – рассказал Слободян.
Также на стадии строительства он организовал товарищество собственников жилья, которое владеет дорогами и местами общего пользования. Все жители поселка платят за их содержание, и у ТСН есть правовые основание понудить несознательных вносить платежи.
Но такие примеры единичны, отмечает Алексей Никулин, замглавы администрации Первомайского района.
“Мы видим бум индивидуального жилищного строительства. В Первомайском районе вводят 20% от всего объема ИЖС в Алтайском крае. Но есть проблемы с комплексным освоением земельных участков. Есть владельцы земли, которые продают их, не имея на руках проектов строительства сетей и дорог”, – говорит Никулин.
Впоследствии создание и содержание инфраструктуры могут лечь на бюджет района, но он слишком скудный. Потому что, объясняют в администрации, у них проживает множество людей, которые прописаны в Барнауле, а не в районе. Ассигнований на них не предусмотрено.
Все это чревато увеличением армии нового типа обманутых дольщиков: люди ждали благоустроенный дом и поселок, а в итоге некоторые даже магистральные сети и дороги тянут за свой счет. А про школу забыли вообще, потому что выделенный под нее участок застройщик размежевал и по-тихому продал.
Государство, помогиПроблемы индивидуального жилищного строительства разноплановые, резюмировал предприниматель Юрий Фриц, который сейчас занялся строительством поселка Новые зори.
“Для меня очевиден вывод: в нашей стране без серьезной господдержки частное домостроение не получит серьезного развития. При чем речь не идет о кредитовании, ведь это заемные средства, которые гражданам надо возвращать. Однако пока у государства нет четкой позиции в этом вопросе”, – отметил Юрий Фриц.
Игорь Спивак отметил, что в правительстве РФ готовят программу финансирования строительства инженерных сетей, и алтайское правительство вносит свои предложения.
Однако, заметили участники круглого стола, имеющиеся программы уже можно было бы использовать для привлечения инвестиций из бюджета. Например, на строительство социальной инфраструктуры: школ, детсадов, ФАПов – по программе комплексного устойчивого развития территорий. Однако алтайские чиновники не могут защитить такой проект на федеральном уровне, как это делают соседи из Республики Алтай.