"Перечеркнуть доверие". Повысятся ли цены на такси в Барнауле из-за кризиса
Экономический кризис сказался и на автомобильном рынке. Дорожают запчасти, масла, все дороже обходится обслуживание машин. Однако цены на такси пока что остаются прежними. Но сейчас страдают от этого в первую очередь сами таксисты. "Толк" пообщался с извозчиками и спросил, станет ли проезд в такси дороже.
"Сейчас все доедают остатки"Повышение цен на такси должно произойти в ближайшее время, и такие агрегаторы, как "Яндекс-Такси" или такси "Максим", не смогут ничего с этим поделать, считает председатель координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков.
По его словам, себестоимость поездки выросла в 2,5-3 раза за последнее время. Автомобили подорожали в 2,5 раза, во столько же раз больше стали стоить запчасти, расходные материалы и масла. Но пока тарифы особо не поднимаются, потому что многие люди не могут позволить себе отдавать за такси большую сумму.
"Говорить об изменении цен можно только после того, как будет понимание ситуации в экономике. Сейчас все доедают остатки, а дальше не знаем, что будет. Все готовятся к худшему варианту, все недовольны. Нет такого: ура, мы будем с голоду пухнуть и на зло соседу отморозим уши. Экономическую ситуацию нужно исправлять очень быстро. Люди сидят и смотрят наверх, а нам внятно не могут сказать, как будут возмещать ущербы", – рассказывает Андрей Попков.
Эксперт отмечает, что в стране миллион человек работают в такси, и если ситуация совсем ухудшится, то многие из них могут уйти с работы. Сейчас в профсоюз уже приходят жалобы от многих таксистов. Активисты собирают людей, ходят в офисы политических партий, но пока безуспешно, отмечает Андрей Попков.
По его словам, мало кто осознает всю тяжесть ситуации на рынке. А она непростая, говорит он, месяц-два таксисты еще продержатся на старых тарифах, а потом люди "озвереют" и будут спрашивать, где их деньги. Многие водители просто откажутся заниматься извозом или же уйдут с легального рынка. Выход из ситуации есть, указывает Попков. Это не только повышение цен, но и адекватные ставки по кредитам.
Председатель правления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц отмечает, что повышение цен все-таки неизбежно. Резкого повышения не произойдет, потому что рынок инертный и не все машины разом ломаются и требуют ремонта.
За все заплатит таксист?Однако не все считают, что агрегаторы такси пойдут на повышение цен. Председатель Алтайской краевой общественной организации таксистов Бийска Павел Уженцев отмечает, что агрегаторы зарабатывают на таксистах и продолжат это делать. И обыкновенные водители будут за все платить.
По его словам, сами таксисты часто не понимают, что ездят по ценам, которые не соответствуют действительности. А агрегаторы хотят заработать денег и привлекать клиентов низкими ценами. Если тариф будет слишком высокими, на такси никто не поедет. Уженцев объясняет, что в кризис люди, наоборот, будут хотеть, чтобы цена была еще ниже, чем сейчас, и платить по завышенным тарифам никто банально не сможет.
"Затраты в первую очередь повышаются на запчасти, они уже выросли в три раза. Если самые дешевые колодки раньше стоили 600 рублей, то сейчас они стоят больше двух тысяч рублей. Замена масла повысилась примерно в два раза", – говорит Павел Уженцев.
Водитель-партнер "Яндекс-такси" Егор говорит, что цены на такси могут подняться с учетом инфляции на 10-20%. При этом очень реален вариант, при котором агрегатор не будет учитывать мнение таксистов и скорее увеличит нагрузку на водителей, чем будет повышать цену для пассажиров. То есть выплаты водителям сократятся.
По словам Егора, раньше по городу минимальный гарантированный заработок за любой заказ составлял 170 рублей, а если поездка стоила меньше, компания доплачивала водителям. Сейчас эта сумма уменьшилась и составляет 140 рублей. Бонусы за выполнение определенного числа заказов также снижаются. Раньше за 10 поездок в сутки платили 490 рублей, а теперь – 390 рублей, говорит Егор.
"Яндекс" слишком долго добивался лояльности пассажиров и зарабатывал репутацию, чтобы так разом перечеркнуть доверие людей к этому агрегатору. Это видно и по тому, как поддержка реагирует на претензии, в любом случае объявляя водителя виновным", – говорит Егор.
По словам таксиста, сейчас стоимость средней поездки по городу должна быть на уровне 180-200 рублей. При этом не все эти деньги идут в карман водителю. От 8 до 15% суммы забирает "Яндекс", какая-то часть идет на комиссию таксопарку, а какая-то тратится на аренду автомобиля.
Если водитель работает на своем автомобиле, то он должен оформиться как самозанятый и платить в налоговую 4-6% своей прибыли. И в таком случае сам таксист покупает бензин, масло, меняет запчасти, страхует автомобиль и покупает сезонные шины. Егор объясняет, что для тех, кто ездит на своей машине, нагрузка возрастет в несколько раз.
Останутся ли таксисты?Если ситуация будет прежней, рано или поздно просто останется меньше таксистов, уверен Павел Уженцев. Люди будут уходить из сферы и не подрабатывать извозом людей.
Таксист Егор, напротив, уверен, что никто никуда уходить не будет и "бомбил" на улицах меньше не станет. Таксисты будут недовольны условиями труда, но продолжат работать. Причин несколько. Например, отсутствие возможности увольнения или сокращения в сервисе. Агрегатор всегда может найти для тебя заказ, и ты получишь хоть какие-то деньги. Плюс самому договариваться и искать клиентов не нужно.
Что касается работы на улицах без агрегатора, то она не будет востребована, считает Егор. Ведь в случае если в приложении цена дешевле, а у "бомбилы" – дороже, люди обратятся к более выгодному варианту. Да и безопасность никто не отменял. В некоторых приложениях можно узнать оценку водителя и пассажира. Для водителей же есть экстренная кнопка на случай ЧП.
Напомним, что, кроме цен на такси, может увеличиться и тариф в общественном транспорте, об этом просят барнаульские перевозчики. Мэрия пока делать этого не хочет, однако компании жалуются, что им будет трудно выжить без повышения цен.