Цены на комплектующие растут так стремительно, что заставили перевозчиков вновь задуматься о повышении цен на проезд. При этом городские власти предлагают идти не по пути увеличения тарифов
Барнаульские перевозчики задумались о возможном повышении тарифов на проезд в общественном транспорте. Мэрия пока не хочет этого делать, однако компании уверены, что без увеличения стоимости проезда у них просто не получится выжить, ведь цены на комплектующие растут. Об этом представители компаний рассказали "Толку".
Грустная реальность
Перевозчик Антон Еньшин, которому принадлежат маршруты №6, 41 и 78, говорит, что ситуация сейчас тяжелая. Например, намного больше стали брать на автошины. По его словам, буквально за неделю стоимость колеса для "Газели" возросла с 4,6 до 6,7 тысячи рублей. По некоторым позициям ценники выросли на 50%. Больше денег нужно заплатить за колеса, автозапчасти, тормозные колодки, фильтры, рулевые запчасти и так далее.
Цены на иностранное масло также сильно увеличиваются, однако на российскую продукцию они повышаются не так резко. Сейчас перевозчики в основном пользуются отечественным маслом, признается Еньшин. Однако что будет дальше – никто не знает.
"Если контролировать цены на комплектующие никто не будет, то все это приведет к долгам. У нас лизинговые платежи, машины мы брали в лизинг, платить мы не сможем, будет изыматься предмет лизинга, там процедура жесткая. Здесь вопрос выживания стоит", – рассказал Еньшин.
Насколько должна повыситься цена проезда, бизнесмен не знает. Он говорит, что сейчас просчитать все очень трудно. При последнем повышении, которое произошло с 1 декабря 2021 года, перевозчики на нерегулируемых маршрутах просили увеличить тариф хотя бы до 30 рублей, но в итоге согласились и на 28 рублей. Теперь же, говорит Еньшин, стоит рассмотреть хотя бы ту самую цену в 30 рублей. Даже такое незначительное повышение, по его словам, помогло бы перевозчикам справиться с кризисом.
Однако руководитель регионального исполкома ОНФ в Алтайском крае Сергей Войтюк уверен, что в ближайшее время цены поднимать никто не будет, так как тариф увеличили на пять рублей всего четыре месяца назад, прошло слишком мало времени. Поэтому сейчас нужно искать меры поддержки перевозчиков, говорит общественник.
"Народный фронт" уже давно предлагает перейти на брутто-контракты с перевозчиками, и Войтюк считает, что они могут помочь компаниям.
При этом цены на запчасти растут не только в автобусах, но еще и в электротранспорте. В барнаульском "Горэлектротрансе" пояснили, что цены на комплектующие подскочили от 20 до 100%. Поэтому по логике и тут тарифы могут вырасти. Правда, в МУПе отмечают, что таких разговоров пока нет и решение в итоге будет принимать мэрия.
Есть ли другой выход?
Администрация города цены на проезд повышать не хочет. Накануне там состоялась встреча с перевозчиками. На ней обсуждалась работа общественного транспорта.
Индивидуальный предприниматель Олег Бесчастный на совещании отметил, что предприятия сейчас испытывают экономически-организационные сложности, так как расходы на перевозки растут. По его словам, тарифы пересмотреть все-таки надо.
Однако зампредседателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Валерий Ведяшкин не согласился с бизнесменом и заявил, что сейчас важно "не допустить увеличения финансовой нагрузки на горожан".
Практически те же слова произнес и заместитель председателя Общественной палаты города Барнаула Петр Фризен. Он также считает, что не надо увеличивать цены на проезд в городе – этого не позволяют сделать текущие политические и экономические события. И Фризен, и Ведяшкин призвали искать "иные варианты поддержки перевозчиков".
Первый замглавы администрации города Анатолий Воронков уже поручил профильному комитету вместе с перевозчиками их проработать.
Но по мнению предпринимателя Антона Еньшина, мэрия вряд ли сможет найти рычаги поддержки.
"Чтобы получить какие-то меры поддержки, их нужно внести в бюджет, какие-то деньги запланировать. Но кто на это пойдет? Компенсировать затраты мы можем только стоимостью проезда, другого выхода я не вижу здесь", – рассказал он.
Об обновлении можно забыть?
На совещании в мэрии Валерий Ведяшкин сообщил и об обновлении транспорта. По его словам, с 2020 по 2022 год на автобусах, которые ездят по нерегулируемым тарифам, обносилось 120 единиц подвижного состава. На 11 маршрутов закупили новый транспорт. Восемь из них успели полностью обновить, а три – частично. На все это потратили более 200 млн рублей.
Однако что будет теперь с обновлением транспорта, никто не знает. По словам Антона Еньшина, вопрос ушел в долгий ящик и в ближайшее время этим точно никто не будет заниматься.
"Какое обновление, вы что? Сейчас ни один перевозчик не будет покупать никакие автобусы, этого точно не будет", – уверен он.
При этом остро стоит проблема по обновлению электротранспорта. Износ подвижного состава в Барнауле, Рубцовске и в Бийске сейчас составляет 95%. Обновления требуют 273 трамвая и 84 троллейбуса.
До начала спецоперации в Украине власти Алтайского края собирались выделить 1 млрд рублей на покупку новых 14 трамваев и 10 троллейбусов. Еще около 200 млн хотели направить бийскому МУП и на модернизацию инфраструктуры. Теперь же неизвестно, что будет с этими планами.
В "Горэлектротрансе" рассказали, что не знают, будет ли город давать деньги на приобретение новых вагонов или нет.
"Последние совещания были 23 февраля, и все было по плану. Пока ничего не известно, все находится в подвешенном состоянии, как и во всех сферах", – сообщили в МУПе.
Сергей Войтюк также говорит, что сейчас сложно прогнозировать, реализуются планы на обновление электротранспорта или нет. По его словам, нужно вводить специальные госпрограммы, которые должны помочь закупить новую технику отечественного производства.
Напомним, что в последний раз цены в Барнауле выросли с 1 декабря 2021 года, в автобусах – с 23 до 28 рублей, а в маршрутках – с 25 до 28 рублей. В других городах края тарифы также повысились. Так, в Бийске цена возросла до 26 рублей, а в Новоалтайске стоимость проезда увеличилась до 27 рублей. В Рубцовске с 1 марта 2022 года цена также поднялась с 24 до 26 рублей.