Без клиентов и замен. Навредила ли алтайскому бизнесу блокировка соцсетей
С отключения в России Instagram (соцсеть запрещена в РФ; она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) прошло уже больше месяца. Часть жителей страны привыкает жить без этой социальной сети, а часть использует VPN и продолжает пользоваться ресурсом. Однако Instagram – это не только личный контент пользователей, но еще и предприниматели, которые занимались там своими проектами. Многие компании рекламировались и привлекали клиентов с помощью этой соцсети. Теперь же у бизнеса появились проблемы.
Нулевая выручкаSMM-специалист из студии цветов "Азалия" Анастасия рассказала, что первым ударом для их компании было не отключение ресурса, а срыв поставок. По словам девушки, две недели они продавали остатки и фактически сидели "с пустыми холодильниками". Когда перестала работать соцсеть, количество заказов и вовсе упало до нуля, отмечает она. Затем ситуация улучшилась, но не намного.
"Число заказов сократилось в три-четыре раза. Выручка была нулевая. Видно, что людям не хочется заморачиваться с VPN и с Telegram. Сейчас активность идет волнами, но она тоже предельно низкая. Полноценный переход в "ВК" пока, наверное, не осуществился ни у кого", – рассказала Анастасия.
По словам девушки, из-за сложной ситуации часы работы у флористов сейчас сократили, и если раньше на один магазин ставили трех работников, то сейчас приходится один, максимум два человека на точку. Заказы приходят через сайт, через все те же Instagram и WhatsApp.
В дальнейшем студия собирается делать упор на переоформление сайта и страницы во "ВКонтакте". Telegram же, говорит девушка, пока выглядит для людей как нечто недоступное.
Люди начинают привыкатьСильно количество клиентов уменьшилось и у фирм-доставщиков еды. Например, в компании по доставке деликатесов и фермерских продуктов "Прод 22" рассказали, что отключение популярной соцсети на них повлияло сильно. Благодаря ресурсу у фирмы набралась значительная клиентская база, реклама там приносила плоды.
"Сейчас у нас нет таргетированной рекламы, которую мы запускали еженедельно, поэтому количество заказов и новых клиентов снизилось. При этом мы продолжаем работать на ту аудиторию, которая у нас сохранилось. Это более 10 тысяч подписчиков. Люди начинают возвращаться, привыкать, VPN работает. Процентов на 25-30% снижение есть", – рассказали в компании.
Конечно, заблокированной соцсети есть и альтернативы – это "ВКонтакте" и Telegram. Но, по словам одного из представителей "Прод 22", они сейчас не могут полноценно заменить выпавший ресурс. Telegram сейчас по большей части информационный канал, рекламироваться там нельзя, и активность в соцсети не очень высокая, признаются в "Прод 22".
"ВКонтакте" же только начинает рождаться заново, и аудитория здесь не очень активная. Поэтому, отмечают в компании, "говорить о "ВКонтакте" как об источнике продаж сейчас бессмысленно". Пока фирма полагается на уже имеющуюся аудиторию.
"У нас нет ботов или клиентов-халявщиков, которых мы заманили розыгрышами. Зато у нас есть постоянная аудитория, которые заказывают у нас доставку еженедельно. С ними мы работаем так, что они видят, какие новинки мы выпускаем, какие поступления у нас есть и так далее. Но именно на привлечение новой аудитории Instagram сейчас, конечно же, не работает", – поделился представитель компании.
Без фото и видеоВидеографов спасают "ВКонтакте" и еще "живой" YouTube, рассказывает представитель профессии Алиса. Компании, с которыми сотрудничает девушка, выкладывают видео туда либо же на собственный сайт. Хорошей платформой мог бы быть еще и Tik-Tok, но его работу также ограничили в России.
Что касается новых приложений, которые вот-вот должны появиться на рынке (например, клон заблокированного ресурса под названием "Росграм", о котором было уже много новостей), то они вряд ли будут успешны, считает Алиса.
Работа у девушки есть, но ее меньше, чем раньше. Многие компании либо просто перестали вести свою страницу, либо не могут этого делать из-за ограничений.
"Те заказчики, которые работали именно на продвижение аккаунта, забросили эту идею, не имеют потребности заказывать видео. При этом люди все равно сидят там, какие-то компании все равно ведут свои страницы. Еще моими заказчиками часто были девушки, которые хотели себе какое-нибудь красивое видео на страницу, а сейчас этого никому особо не надо", – рассказала Алиса.
Видеограф отмечает, что сейчас она снимает ролики для конференций, выставок, на сайты и во все те же Telegram-каналы и во "ВКонтакте".
Также заблокированный ресурс был важной площадкой и для фотографов. Там можно было увидеть красивую фотосессию и сразу написать ее автору. Люди писали, Александр брал себе новых клиентов и подрабатывал на 3D-артах. Люди видели его рисунки и фотографии. Первые они покупали, а благодаря фото записывались на съемки. Блокировка ресурса доставила Александру немало проблем.
На аккаунте с артами просмотры просели, как и на странице с фото. И загружать контент стало сложнее.
"Сейчас нет возможности нормально вести страницу. Раньше я покупал таргет, и это давало какие-то плоды, люди приходили, за счет таргета они видели арты и оплачивали заказы. А сейчас у меня все дико лагает через VPN, я не могу нормально выложить пост ни туда, ни туда. Таким образом, у меня произошла просадка по количеству контента", – рассказал Александр.
Альтернативная площадка есть только для фотографий, отмечает собеседник. Парень занялся группой во "ВКонтакте", и она приносит свои плоды. Люди видят публикации и записываются на съемки.
А вот с артами сложнее. В России их почти никто не покупает. Этот контент популярен у иностранцев. Однако они сейчас банально не могут оплатить товар. PayPal в России не работает, а пользоваться другими платежными системами иностранцы не хотят. Соответственно, из-за снижения количества контента в соцсети и невозможности оплаты это дело у Александра пока на паузе.
Красота не требует "Инсты"?Однако есть и сферы, которые практически не почувствовали на себе каких-либо перемен. Например, представители бьюти-индустрии рассказали, что из-за отключения ресурса существенно количество клиентов у них не снизилось.
Так, мастер маникюра одного из барнаульских салонов красоты Екатерина говорит, что у них все осталось на том же уровне. Дело в том, что к ним ходит большое количество постоянных клиентов, у которых давно уже есть номер телефона организации. Поэтому серьезного упадка не случилось, а рекламу перенесли во "ВКонтакте". Однако в будущем, отмечает Екатерина, какое-то падение вполне может произойти.
Парикмахер Евгений, который работает в Barbershop 1875, также рассказал, что количество клиентов у них сейчас серьезно не изменилось. Но это может быть связано с тем, что весной люди чаще идут стричься, отмечает он. И если бы сейчас в соцсети была их реклама, то в таком случае народу могло быть и больше.
У тату-мастера Екатерины количество людей после отключения ресурса не то что не убавилось, а, наоборот, прибавилось. При этом сначала девушка боялась, что пострадает от блокировки, ведь соцсеть была основной платформой для продвижения. Однако все обошлось, ведь приложение можно включить через VPN, говорит мастер.
Не работает и реклама, но ей Екатерина и не пользовалась, да и в их профессии более важны "живые подписчики", которые приходят через друзей, рассказывает девушка.
Кроме того, есть другие платформы: "ВКонтакте" и Telegram, и оттуда прибывает новая аудитория. От кризиса тату-мастер страдает, но дело не в блокировке, а в ценах на расходники, которые за последнее время сильно выросли.
Ничего серьезно не изменилось и у еще одной Екатерины, которая работает фитнес-тренером. Она рассказала, что люди продолжают пользоваться запрещенной соцсетью через VPN, и поэтому аудитория у нее осталась. Однако если ни у кого не будет никаких лазеек и войти в приложение нельзя будет совсем, вот тогда и появятся проблемы, отмечает девушка.
*Роскомнадзор заблокировал Instagram из-за того, что администрация соцсети позволила публиковать там призывы к насилию против граждан России и в том числе против российских военных. С 14 марта сайт внесен в реестр запрещенных сайтов в нашей стране. А 21 марта 2022 года Тверской суд Москвы признал компанию Meta экстремистской организацией.
Кстати, сразу после блокировки ресурса в марте "Толк" уже обсуждал отключение сайта с представителями малого бизнеса, а именно с маркетологом, бизнесменом, астрологом и фотографом. Этот материал можно прочитать здесь.