Алтай скоро захлебнется. Кто виноват в пробуксовке мусорной реформы и что делать
"Мы скоро захлебнемся в мусоре", – это заявление – крик души главного "муниципала" Алтайского края Светланы Агарковой. О многочисленных проблемах в обращении с отходами она рассказала на недавнем заседании Общественной палаты региона. Эксперты долго спорили о том, как региону выбираться из этой мусорной ямы. Так ли перспективна сортировка отходов, в каких "грехах" чиновников обвинил прокурор и что же все-таки делать – читайте в материале "Толка".
Встреча в стенах палаты длилась около трех часов. Общественники, главы районов, предприниматели и чиновники обозначили несколько главных (разумеется, не всех) проблем с мусором в регионе.
Некоторые виды мусора просто выпали из правового поляВ тариф, который жители платят региональным операторам за вывоз мусора, включены только ТКО: пищевые отходы, бумага, домашний мусор. Сюда не входят, например, строительные отходы, ветки и листва, автопокрышки. И особенно большой объем занимают именно строительные отходы. Вывезти на полигон их можно, но за это надо дополнительно заплатить (и за транспортировку, и за прием). И тех, кто делает все по правилам, очень мало. Проще и дешевле скинуть старые кирпичи, арматуры и бетон на незаконную свалку.
Активисты Общественной палаты и Народного фронта зафиксировали терабайты фото с такими мусорно-строительными горами в Барнауле и по региону. Член ОПАК Руслан Демаков рассказал, что только в краевой столице масштаб проблемы измеряется гектарами. А его коллега по палате, эколог Сергей Малыхин привел образный пример одной из таких свалок: "сегодня там можно заниматься экстремальным туризмом, а через 10 лет – уже альпинизмом".
Сейчас в Алтайском крае 1 040 незаконных свалок. И всего 18 официальных полигонов, тех, что оборудованы по правилам и включены в специальный реестр. Не хватает контейнеров и денег на их установкуПервый пункт всей мусорной системы – контейнер для сбора отходов. Их по закону должны устанавливать местные власти (хотя по желанию это могут делать и жители, и бизнес). И все три года реформы главы районов (и в меньшей степени городов) жалуются на нехватку средств в бюджетах.
Край помогает, но этого мало. Ведь надо не только купить контейнеры, но и сделать под них специальную площадку. И уже есть немало решений судов, обязывающих муниципалитеты исполнять эти полномочия, и есть штрафы за их неисполнение, говорит глава Алейского района, глава Совета муниципальных образований региона Светлана Агаркова.
В пример она привела Заринск, где надо в добавок к имеющимся поставить еще 265 контейнеров на 100 контейнерных площадках. В этом году власти смогли выделить из бюджета деньги только на 10 площадок. И Волчихинский район, которому надо 21 млн рублей, уже для исполнения решения суда. Но районная казна может выделить всего 1,2 млн за год.
Но проблема не только в деньгах – нужны еще и организации, которые будут строить такие площадки.
Регоператоры не вывозят весь мусорОб этом снова рассказала Светлана Агаркова. В Алейском районе, который она возглавляет, контейнеры стоят везде. Но не везде мусор из них вывозят вовремя.
"У меня люди просят: "не ставьте контейнеры, у нас раньше было чисто, а после реформы все завалено мусором". Мы доброе дело превратили непонятно во что из-за того, что все организовано не так, как надо", – говорит Агаркова.
По ее словам, подобные проблемы есть в Тюменцевском, Бурлинском, Каменском районах.
Мусор некуда возитьАгаркова продолжает: вот поставили контейнер, забрали из него мусор, а куда его девать?
"В Усть-Калманку (на полигон. – Прим.ред.) возят со всех семи районов и Алейска, а это около 24 тысяч тонн в год, он после 2022 года будет переполнен. Куда дальше возить? Некуда", – сетует глава района.
Барнаульский полигон заполнен на 95%, продолжает в тему директор компании-регоператора "Экосоюз" (обслуживает Барнаульскую зону) Андрей Кулагин. Его должно было хватить еще всего-то на пару лет, но сейчас этот срок пытаются продлить до 2033 года.
И все равно в городе давно стоит вопрос о строительстве нового полигона. Да и всего по краю власти планировали в ближайшие годы создать девять таких объектов (в Санниково, Павловске, Зудилово, Зеленой Поляне, Заре, Заринске, Камне-на-Оби, под Рубцовском и в Благовещенке). Впрочем, все это только лишь планы на бумаге, составленные еще несколько лет назад и пока не претворенные в жизнь.
Мусор плохо сортируется и его негде перерабатыватьВпрочем, сейчас о строительстве "чистых" полигонов уже никто и не говорит. Теперь новая мастер-цель – полигоны хотя бы с сортировочными линиями, а в идеале еще и с перерабатывающим комплексом.
"Отсутствие современных полигонов ТКО с переработкой – главная проблема реализации мусорной реформы. За три года мы никуда не продвинулись. Я за это время медленно, но верно превратилась из главы района в директора мусорного движения. Если не построим такие объекты в ближайшее время, то захлебнемся в мусоре", – и снова крик души от Светланы Агарковой.
Эта тема стала главным поводом для дискуссии на заседании.
Во-первых, есть вопросы к экономической составляющей сортировки и переработки. Позицию "невыгодности" сейчас озвучивают власти.
"Раздельный сбор – красивая вещь, которая хорошо преподносится. Но сама по себе в воздухе висеть не может. Мы можем организовать разноцветные контейнеры, разноцветные машины, что приведет к удорожанию стоимости данной услуги для населения, но надо понимать, куда все это раздельно повезется. Надо иметь спрос на раздельный мусор. Общая проблема развития переработки ТКО в том, что экономической эффективности там нет. Создание больших мощностей по переработке не дает экономического выхода. Тогда кто за это будет платить?" – сказал министр строительства и ЖКХ Иван Гилев.
Гилев, а также глава минприроды региона Андрей Стрелковский рассказали о планах властей создать объект сортировки и переработки близ Барнаула. Даже подходящие участки уже нашли (кстати, земельный вопрос в регионе тоже решается сложно: свободных территорий да и еще и подходящих по многочисленным ограничениям для мусорных полигонов, совсем мало). Да с инвесторами беда. Чиновники в один голос говорят: это экономически невыгодно.
Впрочем, общественники с ними не согласились. В заседании принимал участие местный бизнесмен Алексей Свечников. Его компания "Белун" на Южном покупает у населения и организаций стекло, пластик и макулатуру. И вполне себе выгодно что-то перерабатывает, что-то перепродает другим переработчикам.
"Закупаем стекло по два рубля за килограмм, продаем – за семь, с вычетом трат на транспортировку рентабельность в среднем получается 30-40%", – поделился Свечников.
О том, что решить вопрос можно и за счет мелкого бизнеса, говорит и председатель ОПАК Юрий Шамков.
Во-вторых, как построить полигон и не вызвать народный бунт. Такой, например, случился годом ранее в Первомайском районе. Компания "Механизатор" собралась возвести там экотехнопарк, способный переработать в год 200 тыс. тонн отходов. Но местные жители выступили резко против и чиновникам пришлось "застопить" инвестора.
В обновленной терсхеме власти запланировали построить 18 мусоросортировочных комплексов: поселке Зеленая Поляна, Романово и Чарышском (Алейская зона), Санниково и Павловске (Барнаульская зона), заринском поселке Заря, Алтайском, Красногорском, Петропавловском, Солонешном, Солтоном, Целинном (Бийская зона), Заринске (Заринская зона), Камне-на-Оби, Столбово и Баево (Каменская зона), Рубцовске (Рубцовская зона), Благовещенке (Славгородская зона). А также один экотехнопарк в Санниково. Кто виноватНесмотря на то, что все шишки всегда сыплются на головы региональных операторов и местных чиновников, на этот раз "козлами опущения" сделали краевое правительство.
В полномочиях минприроды – разработать схему обращения с отходами и выявлять незаконные свалки, минстроя – искать регоператоров и работать с ними, местные власти должны обеспечить контейнерную инфраструктуру, а регоператоры – вывозить мусор. И все годы действия мусорной реформы эти четыре актора пеняют на недоработки друг друга.
Так было и на этом заседании. На вопрос прокурора Алтайского края Антона Германа, кто же все-таки главный ответственный за тему в регионе, министр Андрей Стрелковский не нашелся с ответом.
"Есть единый орган госвласти региона – правительство края, какая разница, чьи полномочия: одного министерства, второго министерства, органов МСУ. Есть общая задача обеспечить соблюдение закона. Вопрос не в том, чтобы делить между собой полномочия, а в настойчивости. Надо ставить общую задачу, подключать уполномоченные органы и получать конкретный результат", – заявил Герман.
Он открыто обвинил чиновников, что они не знают реальной ситуации в сфере, раз считают, что сортировка и переработка не имеют экономической выгоды. И в том, что в крае до сих пор нет плана мероприятий по раздельному сбору мусора. Прокурор посоветовал лучше присмотреться к местным предпринимателям и помогать им.
Алексей Свечников добавил, что поддержка со стороны власти действительно не помещала бы.
"Чтобы добиться открытия приемного пункта на Южном потребовались большие силы. Никто (имеет в виду органы власти. – Прим.ред.) не против, но никто не за. Надо как-то уже выстроить систему взаимоотношения между ведомствами", – отметил предприниматель.
И что делать?Дискуссии по этому поводу тоже продолжаются с самого начала мусорной реформы. Сейчас эксперты сходятся в одном – всем участникам процесса надо уже наконец сплотиться вокруг проблемы, а не перебрасывать эту "горячую картошку". Но главная роль именно у власти.
ОПАК подготовила целый пакет предложений, которые озвучил член ОПАК Сергей Тастан:
Разработать и внести во все необходимые программы пункт о создании в регионе площадок накопления и площадок для раздельного хранения перерабатываемых отходов. Ставить контейнеры для раздельного сбора мусора. И попытаться найти на это дополнительные деньги через различные федеральные программы. Разработать схему размещения в регионе пунктов для приема вторсырья. Найти и отвести земельные участки для создания площадок для накопления/хранения мусора, чтобы сдать их в аренду (в том числе, концессию), для полигонов и экотехнопарков.