В нашем доме поселился. Что могут сделать с "грязным" соседом?
Рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Мария Рижская.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан, которые должны пользоваться жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, которыми закреплены аналогичные нормы.
В качестве пользователя жилым помещением собственник пользуется общим имуществом в многоквартирном доме, которое должно содержаться в безопасном для жизни и здоровья граждан состоянии.
Кроме того, собственник в том числе обязан поддерживать надлежащее состояние принадлежащего ему жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация, с которой собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор управления, обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Соответственно, в рамках исполнения указанной обязанности управляющая организация, действуя в интересах иных собственников, наделена правом требовать от собственника, нарушающего правила содержания общего имущества, устранения имеющихся нарушений, а в случае отказа устранить нарушения добровольно обращаться в суд с соответствующим иском.
Однако в обязанности управляющей организации не входит обязанность контролировать санитарно-эпидемиологическое состояние жилых помещений, которые должны отвечать санитарным правилам. Полномочным органом в данном случае является Роспотребнадзор.
Полагаем, в случае поступления в управляющую организацию жалоб от соседей собственника жилого помещения на нарушение им требований санитарного законодательства (антисанитария, захламление, насекомые, бесконтрольное содержание домашних животных и т.п.) в принадлежащем ему жилом помещении, которое нарушает права и законные интересы соседей, управляющая организация должна зафиксировать факт обращения, составить акт (в случае наличия такой возможности), рекомендовать собственникам обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Также управляющая организация не лишена права самостоятельного обращения в контролирующий орган с соответствующим заявлением, поскольку в ряде случаев антисанитарное состояние одного из жилых помещений в управляемом доме влечет за собой нарушение санитарного состояния общего имущества этого дома, за которое несет ответственность управляющая организация.
Согласно ст. 293 ГК РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, – также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения. Таким образом, по нашему мнению, собственники помещений в многоквартирном доме, а также управляющая организация, осуществляющая управление этим многоквартирным домом, в случае выявления систематического нарушения прав и интересов соседей со стороны кого-то из собственников вправе обратиться с заявлением в орган местного самоуправления и также попросить провести проверку и принять меры.Подготовлено по материалам системы ГАРАНТ