Хляби земные и небесные. Почему "поплыл" Барнаул и сможет ли он "причалить"
Минувшие выходные стали настоящим испытанием для барнаульцев. Сначала на город обрушилась стена дождя, а после по улицам хлынули потоки воды, смывая на своем пути людей и машины. После горожане принялись активно обсуждать случившееся. Одни говорили, что во всем виноваты ливневки, другие сетовали: стихия есть стихия. Что же произошло на самом деле, и стоит ли ждать повторения потопа, "Толку" рассказали барнаульские эксперты.
Изменение климатаПредостережение руководителя алтайского отделения Российского экологического общества Сергея Тастана о том, что Барнаул может поплыть, как Сочи, оказалось пророческим. На минувших выходных спальный район и частный сектор города затопило после сильного дождя.
Точнее, после шквального ливня, отмечает заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН Владимир Кириллов. Стихия ударила по самому больному – ливневкам, которые к такому напору изначально вряд ли были готовы.
По словам эксперта, коварство шквальных ливней заключается не только в массированной "атаке". Их еще и практически невозможно спрогнозировать. К тому же, ученые отнесли такие ливни к ярким приметам глобальных изменений климата, которые докатились и до Алтайского края.
"Затопить после сильнейшего ливня может любой город, каким бы крупным и развитым он ни был", – пояснил собеседник.
Яркий пример – дальневосточный город Находка. Накануне после сильнейшего ливня здесь частично затопило больше десятка жилых многоэтажек. В городе за несколько часов выпала почти месячная норма осадков, что привело к подъему уровня местного озера, а потом и подтоплению улиц.
Улица Попова, или "утопленница"Барнаулу хватило меньше одного часа, чтобы под потоками дождевой воды скрылись капоты машин, припаркованные на улице Попова. Злую шутку сыграл еще и рельеф.
"Ливень прошел в наиболее проблемных точках города. Большой приток воды был в наиболее низменных местах. Вдобавок из берегов вышла река Пивоварка и частично подтопила частные домовладения, чего в принципе из-за таких локальных ливней ранее не наблюдалось", – пояснил заместитель главы администрации города по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев
Владимир Кириллов отметил: в районе улицы Попова, на более высоком уровне стоят кварталы новостроек. Некогда пустые участки земли, выступавшие своеобразной "губкой" для воды, теперь закрыты высотками и заасфальтированы придомовыми площадками и т.д.
"Нужно понимать, что все должно куда-то деваться. Таким нехитрым выражением можно описать один из главнейших законов экологии. В нашем случае воде просто некуда было уходить, поэтому ей ничего не оставалось, как скатываться в низину, на улицу Попова. А все почему? Естественную фильтрующую способность поверхности земли и ход водных потоков изменили застройкой, а взамен ничего не предложили. В то время как Барнаул – не такой уж и большой город, фильтрующая способность почвы хорошая, поэтому вода могла бы уйти сама по себе, но не здесь и не сейчас", – отметил Кириллов.
Однако к застройщикам вопросов быть не может, уверены в компании Юрия Гатилова "Жилищная инициатива". В первую очередь из-за ливневой канализации, так как это "епархия" городских властей. Хотя бывают и исключения. Так, несколько лет назад девелопер за свой счет построил участок ливневки на улице Власихинская, хотя она не входила в проект возведения жилого комплекса.
Владимир Кириллов уверен, что власти города, могут нивелировать хотя бы часть последствий таких ливней.
"Шквальный ливень – это стихия, на которую невозможно повлиять, но мы можем подготовиться к ее ударам, а не ждать очередного паводка. Например, заранее подготовить коммуникации города к увеличившемуся количеству осадков: проверить, прочистить, по возможности модернизировать",– заметил ученый из ИВЭП.
Еще один немаловажный фактор – пропускная способность реки Пивоварка. Экологи не раз поднимали вопрос о том, что за ее руслом нужно следить очень тщательно. И дело не в озере с уточками, которое входит в каскад водоемов на реке. Пивоварка – это одна из "артерий" системы городского водоотведения.
"Разумеется, это не решит глобальных климатических проблем, но она способна помочь нам, нашему городу", – подчеркнул эксперт.
Подтопление привело к перекрытию ряд участков дорог: на перекрестках Попова – Павловский тракт, Антона Петрова – Северо-Западная, Антона Петрова – Островская, Антона Петрова – Малахова, на улице Юрина в районе остановки "Кардиоцентр", на улице Попова на остановке "Озерная". Новая ливневая канализацияВ мэрии же рассказали, что давно знают о проблеме с подтоплением в Индустриальном районе и уже занимаются ее решением.
"Одна из самых сложных точек на карте города – это пересечение Павловского тракта и улицы Попова. Проблема понятна – пропускной способности трубы ливневки не хватает, чтобы чтобы принять в себя объем воды, который сейчас образуется. Ситуация изменилась, и это связано, в первую очередь, с увеличением селитебной территории и застройкой района многоквартирными домами", – пояснил Антон Шеломенцев.
Он добавил, что ливневую канализацию на Попова прочистят. На сегодняшний день уже проведены конкурсные процедуры по определению компании, которая этим займется. В результате должна увеличиться пропускная способность самой трубы. Дальше – больше.
"В перспективе мы планируем построить новую магистраль ливневой канализации на Павловском тракте. Это станет серьезной инвестицией в будущее развитие города. Мы рассматриваем разные механизмы реализации проекта, в том числе инфраструктурный бюджетный кредит. Ведь только на строительство самой канализации понадобится не менее одного миллиарда рублей. Плюс к этому понадобятся средства на обеспечение ее очистными сооружениями", – рассказал замглавы.
Отметим, что сейчас в Индустриальном районе ведется масштабная работа по улучшению дорожной инфраструктуры. Здесь строят дороги в большом квартале новостроек. Они уже предполагают наличие локальных ливневок. Часть из них подключат к магистрали на улице Попова, часть "придержат" до момента, когда будет построена магистраль на Павловском тракте.
Всего в Индустриальном районе будут обустроены и оснащены всей необходимой инфраструктурой шесть новых дорог: на улицах 280-летия Барнаула, 65-летия Победы и т.д.