"Ржавые" реки. Почему берег Оби каждый год "плачет" углеводородными "слезами"
Речь идет о заявлении ведомства к Управлению имущественных отношений Алтайского края о рекультивации загрязненного нефтепродуктами участка земли в районе нефтебазы. 15 августа прошло очередное заседание, итоги которого еще не известны. Пока в деле разбирается Фемида, корреспонденты "Толка" обратились к эксперту Института водных экологических проблем, чтобы поинтересоваться его версией появления "ржавых" рек.
Отравленные родникиЗаведующий лабораторией водной экологии ИВЭП СО РАН Владимир Кириллов рассказал, что загрязнение нефтепродуктами было выявлено еще в 1999 году. Тогда люди впервые заметили радужные разводы на водной поверхности Ковша и ощутили характерный запах.
"Эти разводы появляются здесь уже лет 20, не меньше", – вспоминает одна из молодых горожанок по имени Татьяна. Будучи еще подростком, она видела ржавые ручейки на берегу.
Другая местная жительница рассказала, что примерно в то же время наблюдала на месте разлива "горящий родничок нефти".
Владимир Кириллов пояснил: загрязнение появилось в родниковых стоках и грунте подошвы Обского склона. Вместе с водой его вытеснило из "нефтяной линзы" наружу.
"На нефтебазах, работающих в течение длительного времени, после эпизодических проливов нефтепродуктов, осаждения паров, образующихся при эксплуатации резервуаров, образуются так называемые "нефтяные линзы". Это грунт, насыщенный нефтепродуктами", – объяснил "Толку" ученый.
Он добавил: зачастую в районе нефтебаз, размещающихся на берегах рек, такие линзы выходят на поверхность с подземными ручьями и отравляют все вокруг.
Проблема касается многих регионов России. Похожие проблемы актуальны для таких речных городов, как Усолье-Сибирское (река Ангара), Улан-Удэ (Селенга), Красноярск (Енисей), Тюмень (Тура), Омск (Иртыш), Нижний Новгород (Волга) и т.д.
Нефтебаза прошлого векаНефтебаза на берегу Оби, точнее Барнаульского ковша, появилась 86 лет назад – в 1936 году. В своем первоначальном исполнении она просуществовала до 2005 года. На ее месте стоит более современная "преемница". Сейчас она закрыта на реконструкцию. О том, что осталось в толще земли под новыми хромированными цистернами – история умалчивает.
"Это было одно из крупнейших нефтехранилищ Алтайского края. Оно неспроста появилось именно здесь. По реке можно было быстро и выгодно транспортировать большие танкеры с нефтепродуктами. Так делали на большинстве крупных рек тогда еще Советского союза", – рассказал "Толку" ученый.
Сегодня у границ нефтебазы до сих пор из земли торчат ржавые трубы с остатками нефти. На них корреспонденты "Толка" наткнулись в ходе подготовки фоторепортажа с места событий.
Здесь же к склону берега крепится ржавая лестница, обрывающаяся на его трети. Не исключено, что в этом месте швартовались танкеры с нефтепродуктами, а конструкция использовалась во время разгрузки речного судна.
Кстати, ближайший к базе проулок называется Нефтяным. С двух сторон он упирается в улицу Фабричную.
"Склон берега Оби у границ нефтебазы (около 500 м) оползневый. Степень поражения довольно высокая – около 90%. С 1974 по 2002 годы здесь зафиксировали 43 оползня. Только в начале 2000-х годовой оборот нефтепродуктов (преимущественно бензина и дизтоплива) на этой базе составлял 85 тыс. тонн. Это объем четырех железнодорожных цистерн ежедневно", – тем временем рассказывает Кириллов.
Спустя пару лет после первого разлива нефтепродуктов экологической проблемой заинтересовалась инженерно-изыскательная компания "АлтайТИСИз". В период с 2002-го по 2004-й годы ее специалисты провели детальный мониторинг в районе нефтебазы и выяснили несколько любопытных фактов.
Во-первых, уровень загрязнений оказался высоким, но только на глубине. Во-вторых, он начинается "ниже линии выклинивания подземных вод". В третьих, на момент проведения мониторинга (2002 год) уровень загрязнений был высоким, но за пару лет он несколько снизился.
"В водах залива Ковша содержание нефтепродуктов было сравнительно небольшим с увеличением в крайней южной его части, где находится стоянка речных судов. Воды Оби в 2004 году были загрязнены нефтепродуктами незначительно, на уровне предельно допустимой концентрации", – рассказал ученый.
Разумеется, данные уже устарели.
Генеральная уборкаСудя по документам делопроизводства Центрального районного суда, самая "свежая" экспертиза была проведена весной этого года. Но результаты неизвестны.
Мы запросили данную информацию в краевом министерстве природных ресурсов. В ведомстве порекомендовали обратиться в межрегиональное управление Росприроднадзора, так как именно его сотрудники брали пробы воды и почвы на месте "предполагаемого выхода нефтепродуктов в водный объект". На запрос "Толка" Росприроднадзор еще не ответил. Ждем результатов.
Пока же отметим, что сейчас ситуацию держат на контроле не только минприроды и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, но и природоохранная прокуратора. К проблеме подключился и Общероссийский народный фронт.
"Экологическая проблема требует решения. Во-первых, как общественная организация, мы будем обращать внимание соответствующих федеральных структур на эту проблему. Во-вторых, мы предлагаем включить "нефтяную линзу" в районе Барнаульского ковша в список объектов Алтайского края, подходящих для участия в программе "Генеральная уборка страны". Ряд заложенных в ней мероприятий подходит для ликвидации таких объектов", – сообщил руководитель регионального исполкома ОНФ в Алтайском крае Сергей Войтюк.
Эксперт напомнил: ряд "вредных" объектов Алтайского края вошел в другой проект – "Чистая страна".
В рамках реализации его региональной версии планировалось рекультивировать озеро-отстойник и площадку сжигания на территории бывшего химпредприятия Бийска "Полиэкс", очистить территорию бывшего производства ртутных соединений компании "Алтайхимпром" и донных отложений озера Большое Яровое и т.д. Как выяснилось позже, в обновленной версии проекта объектов нет.
"О новых форматах пока говорить не приходится", – резюмировал спикер.
Цель федерального проекта "Генеральная уборка" является ликвидация опасных с экологической точки зрения объектов не территории России. Он предполагает комплекс мероприятий, включающий в себя инвентаризацию объектов накопленного вреда на территории всей страны, а также оценку их воздействия на жизнь и здоровье населения. Федеральный проект также включает в себя мероприятия по ликвидации наиболее опасных скважин нераспределенного фонда недр, а также мероприятия по подъему и удалению затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа судов.