Барнаульский перевозчик рассказал, как изменится жизнь пассажиров этой осенью
Бизнесмен Антон Еньшин работает в транспортной отрасли с 1999 года. Его компания была в числе предприятий, стоявших у истоков формирования и развития сферы пассажироперевозок Барнаула. Сам же предприниматель повидал за 23 года многое. Например, почему исчезают маршруты, чем обусловлены скачки пассажиропотока и чего не хватает автоперевозчику для счастья, барнаульский предприниматель рассказал "Толку".
Что такое осень для перевозчика– После закрытия моста на Новом рынке эксперты заговорили об увеличении пассажиропотока, ведь планировалось, что автолюбители массово пересядут на общественный транспорт. Сейчас зашла речь об осенней волне пассажиров, которую автобусы могут и не выдержать. Чего все же ждать горожанам и перевозчикам с сентября?
– На самом деле все идет в плановом режиме. Мы готовимся к осени. На протяжении 23 лет работы в данной сфере я наблюдаю одно и то же: летом пассажиропоток ожидаемо падает, осенью – растет. Сейчас мы готовимся к увеличению числа пассажиров за счет школьников, студентов и вернувшихся отпускников.
– Закрытие моста на Новом рынке как-то повлияло на этот процесс?
– Я бы не сказал, что закрытый весной мост как-то значительно на что-то повлиял, не считая корректировок маршрутов и пробки на проспекте Калинина. У нашего предприятия проблем, связанных с реконструкцией нет: автобусы ездят, выделенки работают, расписание соблюдается. Что еще нужно для нормальной работы? А вот прогнозировать, как ситуация будет развиваться дальше, мне сложно. О том, что готовит для нас осень и зима, мы узнаем только по факту. Одно могу сказать точно, в ближайшее время серьезных сбоев в транспортной сфере не ожидается.
Конечно, нужно сказать, что из-за закрытия сейчас "ленинские" маршруты проложили в обход – по проспекту Калинина. Там есть выделенные полосы, но не обошлось без проблемного места в районе Жилплощадки, где образовалось узкое горлышко, которое сложно быстро преодолеть. И это, пожалуй, одно из немногих слабых мест.
Конечно, эту проблему никто не уберет, а пробка не рассосется сама, но речь идет о глобальной реконструкции моста. Люди готовились к ней, и мы понимали, что без каких-то потерь не обойдется. В целом, на мой взгляд, все работает хорошо. И пока у нас каких-то глобальных трудностей нет.
– Горожане стали замечать, что пассажиров в автобусах уже становится все больше. Так ли это?
– Ничего удивительного, пассажиропоток ведет себя вполне ожидаемо, как и в прошлом и позапрошлом годах. В город приезжают студенты, возвращаются из отпусков жители города, скоро автобусы заполнятся еще и школьниками. Разумеется, трафик уже начинает увеличиваться, то ли еще будет.
И здесь нет ничего из ряда вон выходящего. Год, два, три назад – все было то же самое. Никаких всплесков или падений пассажиропотока наше предприятие не заметило. Все настолько обычно, что этот год, несмотря на закрытие моста и связанный с ним общественный резонанс, объективно вообще ничем не отличается от предыдущих лет. Поэтому к чему-то сверхъестественному мы не готовимся и продолжаем работать в штатном режиме.
Отмечу, что осенью мы начнем увеличивать число выходов автобусов. И это тоже нормальный и вполне рутинный процесс. Из-за летнего спада количества пассажиров, переход оптимизированный летний режим вполне обоснован.
Эволюция маршрутов– Вы уже рассказывали "Толку" о том, что маршруты общественного транспорта вынуждены были эволюционировать. При этом, выжили не все. Продолжается ли этот процесс сейчас, и какие новые факторы влияют сейчас?
– Существующая на сегодняшний день маршрутная сеть уже сформировалась и вряд ли сама по себе будет эволюционировать. Единственное, что пока может к этому подтолкнуть – это строительство новых кварталов в Индустриальном районе, за улицей Попова. Там уже выросли несколько больших микрорайонов новостроек (на улицах Взлетная, Сиреневая, Сергея Ускова, 280-летия Барнаула и т.д.).
Понятно, что там живут люди, которым тоже нужно ездить каждый день на работу и обратно. И все видят, что есть определенные сложности с охватом сеткой маршрутов общественного транспорта этих кварталов. Администрация города сейчас очень быстро реагирует на меняющуюся обстановку. И это хорошо видно по продленным маршрутам на территории ряда микрорайонов с новостройками. При этом, процесс не останавливается.
– Может быть, здесь не хватает новых маршрутов?
– На мой взгляд, это уже будет лишним. Несмотря на большую востребованность в автобусах в микрорайонах новостроек, в новых маршрутах большой необходимости нет, достаточно поработать с действующими и немного изменить существующие схемы. Главное же, не только удовлетворить социальную потребность жителей, но и соблюсти интересы автоперевозчика. Эта работа ведется властями города, мы ее видим и активно в ней участвуем.
В частности, в зависимости от необходимости дополнительно увеличиваем количество выходов. В любом случае мы всегда на связи с "дорожным" комитетом и стараемся оперативно реагировать на какие-то изменения.
Грядущие перемены– Расскажите, справились ли перевозчики с кадровым голодом?
– Нет. Он уже не такой острый, но еще ощущается. Могу судить по своему предприятию – в нашей компании ситуацию сложно назвать критичной. Тем не менее, вопрос с нехваткой в сфере пассажироперевозок не закрыт. И здесь дело не столько в зарплатах, сколько в нехватке специалистов в самом городе. Поэтому проблема касается практически всех перевозчиков, и наше предприятие не исключение. Конечно, все сугубо индивидуально, но мы пока справляемся.
– Ожидается, что после открытия моста на Новом рынке начнется работа по модернизации и изменению маршрутов общественного транспорта. Как вы к этому относитесь?
– Работа в данном направлении ведется уже не первый год. И мы знали, что все к этому идет. Перевозчики знают, что сейчас ведется разработка обновленной схемы улично-дорожной сети в рамках генерального плана. Она потребует корректировки существующих маршрутов и, возможно, внедрения новых.
Администрация приглашала руководителей барнаульских предприятий, чтобы те ознакомились с "черновиком" обновленной сети дорог. И уже тогда говорилось о том, что все существующие маршруты общественного транспорта глобально изменятся. Поэтому к этому нужно готовиться не только нам, но и пассажирам. В этом году им пришлось привыкать к схемам объезда моста, а через пару лет им вообще придется осваивать маршруты, проложенные практически заново.
– Помимо развития и расширения Барнаула, на что еще направлены столь существенные перемены?
– Вероятно, город готовится к внедрению брутто-контрактов, когда за социальные маршруты перевозчикам будут платить независимо от числа пассажиров. В этом случае будут считаться пассажирокилометры, то есть расстояния, которые проезжают автобусы по социальным маршрутам. Об этом могу сказать одно: пассажиры только выиграют, ведь перевозчики перестанут зависеть от трафика и у них появится больше ресурсов на улучшение подвижного состава и увеличения комфорта и качества проезда в общественном транспорте.