Как в Барнауле готовятся к доставке металлических частей моста на Новом рынке
Металлические конструкторы были очень популярны среди советских ребят. Дети выросли и переключились на более масштабные "конструкторы". Один такой соберут на проспекте Ленина в районе ТЦ "Пионер". Детали для масштабного сооружения скоро начнут поступать в Барнаул из завода-изготовителя "Стальмост". Готова ли стройплощадка к прибытию ценного груза, и какая спецтехника нужна для монтажа гигантского "конструктора", – рассказал замдиректора по капитальному строительству Барнаульского ДСУ-4 Денис Попрядухин.
Опоры и пролеты– Вместо старого моста, построенного в 60-е годы и снесенного в 2022-м, два проема. Через самый протяженный из них скоро "перекинут" трехпролетный металлический путепровод. Детали для него изготавливают в Тюмени на заводе "Стальмост". Вот-вот в Барнаул прибудет первая партия. Денис Владимирович, что вам нужно успеть к этому моменту?
– По сути, у нас практически все для этого готово. В идеале перед первой отгрузкой таких конструкций нужно подготовить опоры для будущего моста, чтобы сразу начать сборку. Перед монтажом мы должны еще собрать каждый пролет, а на это тоже нужно время. Поэтому оба процесса – строительство опор и сборка конструкций пролетов – будут вестись почти параллельно.
– Из чего состоят пролеты будущего моста?
– Пролетные строения состоят из шести балок, состоящих из нескольких элементов. Их можно сравнить с большим конструктором. Балки нужно точно также собирать, скрепляя детали на болтовые соединения. Но в отличие от игрушечного, места крепежей (те самые болтовые соединения) элементов нашего конструктора нужно еще и проваривать сваркой. Только полностью готовые пролеты можно монтировать на опоры.
– Где рабочие будут собирать пролеты?
– Непосредственно на строительной площадке: на подходах к путепроводу, где был восьмипролетный путепровод, со стороны ТЦ "Пионер" и бывшего Дома быта. По мере выполнения работ по устройству новых опор собранные конструкции в дальнейшем пойдут в монтаж моста.
Кстати, на территорию строительной площадки привезут не весь объем конструкций, а только те детали, которые будут монтировать в первую очередь. Часть металлоконструкций отправится на нашу производственную базу.
Движение между опорами– Какая техника будет использоваться для сборки самого моста?
– Начну с описания самих пролетов. Они будут разные по протяженности и весу. Например, длина самого большого из них (в собранном виде) будет составлять 48,6 м, а вес – порядка 600 тонн. По боками от него, со стороны Дома быта и ТЦ "Пионер", встанут пролеты поменьше – длиной 27 и 32 метра соответственно. Их вес – около 500 тонн.
Понятно, что такие конструкции вручную не соберешь, поэтому для монтажа мы используем спецтехнику. Так, самый протяженный пролет рабочие будут монтировать путем надвижки (или наката) с помощью гидравлического силового оборудования (домкрата).
Менее протяженные пролеты предварительно соберут и смонтируют одним или двумя кранами большой грузоподъемности.
– Как выглядит надвижка балок?
– Предварительно собранные балки будут размещены на подходах к путепроводу. Под будущим пролетом перпендикулярно железнодорожным путям смонтируем специальные накаточные пути. По ним и будет производиться надвижка балок пролетного строения. Когда все будет готово, гидравлический механизм начнет медленно толкать собранные конструкции (поэлементно) над рельсами от одной опоры к другой, от Дома быта в сторону ТЦ "Пионер".
Разница двух мостов– ДСУ-4 не использовало тот же метод надвижки при строительстве коммунального моста?
– Нет. В строительстве двух мостов параллелей меньше, чем можно предположить. Во-первых, на коммунальном путепроводе наши специалисты не меняли ни балки, ни металлические фермы его железнодорожной части. Мы заменили только покрытие пролетов – с железобетонных плит на металлические ортотропные.
Во-вторых, при строительстве моста через Обь пространство было более ограниченным. В частности, мы не могли поставить на твердую поверхность крановую технику, поэтому для монтажа металлоконструкций пришлось сначала монтировать кран-балку, двигающуюся вдоль всего сооружения. Крановые пути крепили к верхнему поясу ферм самого моста.
– На каком объекте сложнее работать – на "ленинском" путепроводе или коммунальном мосту?
– Думаю, на путепроводе через железнодорожные пути. Начнем с того, что это будет новое сооружение, построенное почти с ноля. Вдобавок для моста на Новом рынке потребовались нестандартные пролетные строения, специальные мостовые подмости и дополнительные меры по организации сборки металлоконструкций. Плюс к этому: железная дорога и большой объем высотных работ.
Опасное любопытство– Многих горожан волнует ход реконструкции. Некоторые так и норовят увидеть все своими глазами. Как часто рабочим приходится выпроваживать со стройки любопытных?
– Не очень. Сам я такого не видел, а вот наши специалисты не раз рассказывали про подобные эпизоды. По их словам, одни пытались пробраться через ворота и калитки, другие попадали случайно через подмостовое пространство по железнодорожным путям. И все это, несмотря на установленные предупреждающие знаки.
И если в первом случае речь идет о банальном любопытстве, то во втором – о желании срезать дорогу. Что поделать? Люди не хотят отказываться от привычных путей. Но я хотел бы предупредить: стройка – опасное место. Вход сюда закрыт для посторонних ради их же безопасности.
– Горожане интересуются у рабочих сроками строительства?
– Да, и довольно часто. Люди готовы подходить с расспросами о ходе работ к любому сотруднику в белой каске и зеленом жилете. Мы же стараемся отвечать на все вопросы, понимая, что это крайне важно для горожан
Металлоконструкции генподрядная организация Барнаульское ДСУ-4 использует для строительства моста на месте самого протяженного – восьмипролетного – путепровода. Он проходит над железнодорожным полотном. Мост сделают трехпролетным. Он будет рассчитан на современную автомобильную нагрузку.