Как в Барнауле готовятся к доставке металлических частей моста на Новом рынке

На тюменском заводе "Стальмост" изготовят порядка 15 тыс. деталей металлоконструкции для нового путепровода на проспекте Ленина. Первую отгрузку ждут в третьей декаде октября, но все ли готово

Металлические конструкторы были очень популярны среди советских ребят. Дети выросли и переключились на более масштабные "конструкторы". Один такой соберут на проспекте Ленина в районе ТЦ "Пионер". Детали для масштабного сооружения скоро начнут поступать в Барнаул из завода-изготовителя "Стальмост". Готова ли стройплощадка к прибытию ценного груза, и какая спецтехника нужна для монтажа гигантского "конструктора", – рассказал замдиректора по капитальному строительству Барнаульского ДСУ-4 Денис Попрядухин.

Опоры и пролеты

– Вместо старого моста, построенного в 60-е годы и снесенного в 2022-м, два проема. Через самый протяженный из них скоро "перекинут" трехпролетный металлический путепровод. Детали для него изготавливают в Тюмени на заводе "Стальмост". Вот-вот в Барнаул прибудет первая партия. Денис Владимирович, что вам нужно успеть к этому моменту?

Стоять точно не будем. Как подрядчик будет строить мост в Барнауле в непогоду

Осенние ливни и зимние морозы не смогут серьезно помешать строительным работам на проспекте Ленина, уверен подрядчик. "Толк" выяснил почему

– По сути, у нас практически все для этого готово. В идеале перед первой отгрузкой таких конструкций нужно подготовить опоры для будущего моста, чтобы сразу начать сборку. Перед монтажом мы должны еще собрать каждый пролет, а на это тоже нужно время. Поэтому оба процесса – строительство опор и сборка конструкций пролетов – будут вестись почти параллельно.

– Из чего состоят пролеты будущего моста?

– Пролетные строения состоят из шести балок, состоящих из нескольких элементов. Их можно сравнить с большим конструктором. Балки нужно точно также собирать, скрепляя детали на болтовые соединения. Но в отличие от игрушечного, места крепежей (те самые болтовые соединения) элементов нашего конструктора нужно еще и проваривать сваркой. Только полностью готовые пролеты можно монтировать на опоры.

– Где рабочие будут собирать пролеты?

– Непосредственно на строительной площадке: на подходах к путепроводу, где был восьмипролетный путепровод, со стороны ТЦ "Пионер" и бывшего Дома быта. По мере выполнения работ по устройству новых опор собранные конструкции в дальнейшем пойдут в монтаж моста.

Кстати, на территорию строительной площадки привезут не весь объем конструкций, а только те детали, которые будут монтировать в первую очередь. Часть металлоконструкций отправится на нашу производственную базу.

Движение между опорами

– Какая техника будет использоваться для сборки самого моста?

Денис Попрядухин
Денис Попрядухин
Фото: Виталий Барабаш

– Начну с описания самих пролетов. Они будут разные по протяженности и весу. Например, длина самого большого из них (в собранном виде) будет составлять 48,6 м, а вес – порядка 600 тонн. По боками от него, со стороны Дома быта и ТЦ "Пионер", встанут пролеты поменьше – длиной 27 и 32 метра соответственно. Их вес – около 500 тонн.

На восьмипролетном путепроводе у Нового рынка устанавливают буронабивные сваи

Дорожники выполняют работы в соответствии с графиком. Они планируют закончить большую часть работ, связанных с опорными частями моста, до наступления зимы

Понятно, что такие конструкции вручную не соберешь, поэтому для монтажа мы используем спецтехнику. Так, самый протяженный пролет рабочие будут монтировать путем надвижки (или наката) с помощью гидравлического силового оборудования (домкрата).

Менее протяженные пролеты предварительно соберут и смонтируют одним или двумя кранами большой грузоподъемности.

– Как выглядит надвижка балок?

– Предварительно собранные балки будут размещены на подходах к путепроводу. Под будущим пролетом перпендикулярно железнодорожным путям смонтируем специальные накаточные пути. По ним и будет производиться надвижка балок пролетного строения. Когда все будет готово, гидравлический механизм начнет медленно толкать собранные конструкции (поэлементно) над рельсами от одной опоры к другой, от Дома быта в сторону ТЦ "Пионер".

Разница двух мостов

– ДСУ-4 не использовало тот же метод надвижки при строительстве коммунального моста?

– Нет. В строительстве двух мостов параллелей меньше, чем можно предположить. Во-первых, на коммунальном путепроводе наши специалисты не меняли ни балки, ни металлические фермы его железнодорожной части. Мы заменили только покрытие пролетов – с железобетонных плит на металлические ортотропные.

Вид на проспект Ленина в районе ТЦ "Пионер"
Вид на проспект Ленина в районе ТЦ "Пионер"
Фото: Виталий Барабаш

Во-вторых, при строительстве моста через Обь пространство было более ограниченным. В частности, мы не могли поставить на твердую поверхность крановую технику, поэтому для монтажа металлоконструкций пришлось сначала монтировать кран-балку, двигающуюся вдоль всего сооружения. Крановые пути крепили к верхнему поясу ферм самого моста.

Дух захватывает. Как выглядит Барнаул в районе моста на Новом рынке

Старый мост на проспекте Ленина снесли почти за два месяца. "Толк" посмотрел, как выглядит историческое место с высоты птичьего полета

– На каком объекте сложнее работать – на "ленинском" путепроводе или коммунальном мосту?

– Думаю, на путепроводе через железнодорожные пути. Начнем с того, что это будет новое сооружение, построенное почти с ноля. Вдобавок для моста на Новом рынке потребовались нестандартные пролетные строения, специальные мостовые подмости и дополнительные меры по организации сборки металлоконструкций. Плюс к этому: железная дорога и большой объем высотных работ.

Опасное любопытство

– Многих горожан волнует ход реконструкции. Некоторые так и норовят увидеть все своими глазами. Как часто рабочим приходится выпроваживать со стройки любопытных?

– Не очень. Сам я такого не видел, а вот наши специалисты не раз рассказывали про подобные эпизоды. По их словам, одни пытались пробраться через ворота и калитки, другие попадали случайно через подмостовое пространство по железнодорожным путям. И все это, несмотря на установленные предупреждающие знаки.

И если в первом случае речь идет о банальном любопытстве, то во втором – о желании срезать дорогу. Что поделать? Люди не хотят отказываться от привычных путей. Но я хотел бы предупредить: стройка – опасное место. Вход сюда закрыт для посторонних ради их же безопасности.

– Горожане интересуются у рабочих сроками строительства?

– Да, и довольно часто. Люди готовы подходить с расспросами о ходе работ к любому сотруднику в белой каске и зеленом жилете. Мы же стараемся отвечать на все вопросы, понимая, что это крайне важно для горожан

Металлоконструкции генподрядная организация Барнаульское ДСУ-4 использует для строительства моста на месте самого протяженного – восьмипролетного – путепровода. Он проходит над железнодорожным полотном. Мост сделают трехпролетным. Он будет рассчитан на современную автомобильную нагрузку.
Как Барнаул будет содержать городские дороги зимой. Инфографика

Реконструкция путепровода на Новом рынке скорректировала работу по подготовке к зимнему содержанию улично-дорожной сети города

Лента новостей