Ручное управление. Как Барнаул привыкает к изменившейся транспортной обстановке
С приходом зимы в Барнауле осложнилась дорожная обстановка. Особенно в час-пик на нескольких улицах краевого центра стали образовываться пробки. Из-за чего часть горожан решила пересесть на общественный транспорт, который в нынешних условиях позволяет быстрее добираться до работы. Об изменившейся ситуации на дорогах "Толк" поговорил с начальником отделения пропаганды безопасности дорожного движения городской Госавтоинспекции Геннадием Кузнецовым и заместителем заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергеем Павловым.
– Как оцениваете сложившуюся дорожную ситуацию в городе, особенно в районе Нового рынка, проспекта Калинина? Еще в начале года многие эксперты прогнозировали, что после закрытия моста на реконструкцию в городе наступит транспортный коллапс. Все ли так плохо?
Отвечает Геннадий Кузнецов
– Конечно, обстановка сложная, особенно в час-пик. В местах, где затруднено движение, инспекторы дорожно-патрульной службы занимаются ручным регулированием. Это позволяет обеспечивать безопасность движения автомобилей и общественного транспорта.
С наступлением зимы ситуация с движением транспорта осложнилась в связи с тем, что автомобили движутся медленнее. И это отразилось на пропускной способности. Но стоит сказать, что в первое время, когда только закрыли мост на проспекте Ленина, и водители не привыкли к этим изменениям, движение было гораздо хуже.
На таких участках, как проспект Калинина, улица Профинтерна, на перекрестках Ленина-Кулагина и Калинина-Аносова движение в час-пик затруднено: вечером – в сторону спальных районов, а утром – в центр города. Это, пожалуй, самые напряженные точки.
Отвечает Сергей Павлов
– Оказалось все не так плохо. Ожидание в пробке не занимает каких-то астрономических временных затрат, более или менее проехать можно. Конечно, ситуация ухудшилась как по проспекту Калинина, так и по Павловскому тракту, проспекту Строителей, но, скажем так, не катастрофически.
– Показали ли свою эффективность выделенные полосы? И, как считаете, стоит ли их оставлять после завершения реконструкции путепровода на Новом рынке?
Отвечает Сергей Павлов
– Естественно, они свою эффективность показали. Выделенные полосы позволяют гораздо быстрее добираться до работы, чем на личном авто. И при выборе транспорта для проезда до места работы часть людей – не сказать, что их много – стала отдавать предпочтение общественному транспорту. Это, кстати, видно и по тому, что участились жалобы на его работу, потому что нагрузка на него возросла.
Скорее всего в дальнейшем выделенные полосы по проспекту Калинина не оставят, а по проспектам Ленина и Строителей, думаю, есть целесообразность их там и сохранить.
– Представим ситуацию. Два барнаульца работают в центре города и живут в одном доме на улице Северо-Западной. Но только один ездит на общественном транспорте, а другой – на личном авто. Кто быстрее доберется до работы?
Отвечает Сергей Павлов
– Если они поедут в час-пик или в дневное время, то человек, который выбрал общественный транспорт, окажется на рабочем месте первым. Хотя в выходные дни быстрее будет ездить на личном автомобиле с учетом ожидания на остановке. В большинстве случаев сейчас общественный транспорт выигрывает по времени. А в час-пик, я думаю, и вовсе раза в два, если не больше.
– А сами водители привыкли к тому, что в городе теперь есть выделенки или по-прежнему выезжают на них, чтобы объехать пробку?
Отвечает Геннадий Кузнецов
– Сейчас преимущественно водители двигаются согласно правилам дорожного движения, но встречаются и нарушители. В городе теперь работают камеры фото и видеофиксации нарушений автомобилистами, которые двигаются по полосе, выделенной для общественного транспорта. И надо сказать, что камеры более или менее дисциплинируют водителей. В среднем за сутки 700-800 нарушений выявляется. А раньше их было гораздо больше.
– Насколько лучше станет проходимость на проспекте Ленина, если город сможет беспрепятственно убирать от снега крайнюю правую полосу, которая раньше часто была заставлена машинами?
Отвечает Сергей Павлов
– Зима показывает, что на проспекте Ленина полноценных три полосы для транспорта. И выделенная полоса позволяет законными основаниями добиться того, что она предназначена только для общественного транспорта, а припаркованные на ней автомобили – вне закона, их необходимо сразу убирать, расчищая полосу для автобусов и троллейбусов.
Раньше крайняя правая полоса также предназначалась для общественного транспорта, и он по ней ездил, но бывали случали, когда автобусы для объезда припаркованных машин выезжали на среднюю полосу, существенно ее затормаживая.
Поэтому введение выделенных полос позволяет упорядочить движение по проспекту Ленина, чтобы и уборка снега была своевременной и качественной, и общественный транспорт не совершал маневров, обгоняя друг друга.
– После того, как мост будет построен, у нас останутся выделенные полосы. Что еще стройка года может привнести в жизнь города в части движения?
– Путепровод не принесет существенной разгрузки для центральной части города, потому что у нас и без него достаточно участков на проспекте Ленина, где возникают заторовые ситуации – площадь Октября и пересечение с улицей Матросова, Северо-Западной. Поэтому сказать, что все будет идеально после окончания реконструкции моста, невозможно. Но ситуация несколько улучшится, потому что "бутылочное горлышко", где из трех полос перестраивались в две, уйдет.
– А как в городе обстоят дела с аварийностью? Изменилось ли что-то с наступлением зимы?
Отвечает Геннадий Кузнецов
– За 11 месяцев 2022 года на территории Барнаула зарегистрировали 664 ДТП, в которых 32 человека погибли и 823 человека получили травмы различной степени тяжести. Но если сравнивать с летним периодом, то рост числа ДТП наблюдался в осенний период. Ненастная погода очень сильно влияет на аварийность, так как ограничивает видимость, и в это время у нас часто сбивали пешеходов. А когда выпал снег, движение транспорта стало медленнее, наблюдалось меньше дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями.