"Вакцинация" бетоном. Как "лечат" слабый грунт под будущим мостом на Новом рынке
Слабость грунтов под будущими опорами путепровода на проспекте Ленина в Барнауле стала настоящим сюрпризом для мостостроителей ДСУ-4. Благодаря совместным усилиям генподрядчика, проектировщиков, заказчика и стройэкспертизы было найдено технологическое решение непростой задачи. Так на стройплощадке появились специалисты компании "Райдекс", которые проводят сейчас инъекции цемента в слабые грунты. И теперь от скорости их работы во многом зависят сроки окончания реконструкции. Своими прогнозами с "Толком" поделился начальник участка подрядной организации Артем Кучеров.
Технология инъекций– Сейчас много говорится об укреплении грунта под мостом на проспекте Ленина. Давайте еще раз поясним, зачем нужно укреплять грунты под будущим мостом?
– Перед началом работ по устройству буронабивных свай генподрядная организация – Барнаульское ДСУ-4 – провела дополнительные инженерно-геологические изыскания. Так выяснилось, что нужно провести мероприятия по доведению прочности грунта до расчетных нагрузок в целях стопроцентного исключения каких либо рисков просадок.
Если говорить максимально простым языком, то мостостроители поняли: грунт может не выдержать конструкций нового моста и просесть. Чтобы этого не произошло нужно его укрепить. Мы для этого используем технологию Jet grouting – струйную цементацию.
– Расскажите о ней подробнее.
– Такая технология применяется не только в мостостроении, но и различных других сферах. Например, при строительстве метрополитена или каких-то сооружений в обводненных грунтах. Для того, чтобы конструкции не оседали, мы фактически создаем новый грунт.
Как это делается? Наши специалисты с помощью спецтехники под большим давлением (в 450 атмосфер) через трубки диаметром 159 мм закачивают (инъектируют) в грунт цементный раствор. В процессе манипуляции с ним смешивается грунт и уплотняется настолько, чтобы выдержать рассчитанные в проекте нагрузки.
Таким образом, в грунте образуются грунтоцементные сваи диаметром 700 мм. И нет, это не ошибка. Они образуются благодаря относительно тонким трубкам – все благодаря особой конструкции техники.
Размер не имеет значения– И что это за техника?
– Весь комплекс по укреплению свай состоит из трех основных составных частей. Во-первых, это буровая установка. Как не сложно догадаться, именно она бурит скважины. Во-вторых, это насосная станция, которая под высоким давлением подает цементный раствор непосредственно в пробуренную скважину. В третьих, это смесительная установка, которая подготавливает раствор – смешивает цемент и воду.
Кстати, буровая установка оснащена буровым шнеком с соплами, через которые под напором и подаются струи раствора. В процессе подъема шнека из пробуренной почвы и формируется грунтоцементная свая. И таких нам нужно сделать 308 штук.
– Сколько трубок диаметром 159 мм используется для работы?
– В каждой буронабивной свае изначально в каркасе предусмотрено три трубы диаметром 159 мм, чтоб через них можно было закачать водоцементную смесь в грунт. Всего 66 буронабивных свай, умножаем их число на три и получаем – 196 трубок.
– А сколько цемента уйдет на все сваи?
– Для их изготовления потребуется более 2 тонн цементной смеси.
Напомню, укрепление грунта производится под всеми четырьмя опорами будущего трехпролетного путепровода. Площадь укрепления грунта составляет 420 кв. м. При этом, под каждой опорой – порядка 105 кв. м.
Пять рабочих недель– Насколько нам известно, перед основными работами вы провели пробную цементацию? Как все прошло?
– Нами было сделано три опытных грунтоцементных сваи. Каждая из них выполнялась в разных режимах работы буровой установки. Менялись скорость подъема бура, давление. Из трех опытных образцов был выбран один, который соответствует параметрам проекта, чтобы в конечном итоге получалось грунтоцементная свая диаметром 700 мм. По итогу был выбран тот, который соответствовал проектным параметрам.
– Скажите, на каком сейчас этапе укрепления основания под опоры для будущего моста?
– Сейчас наша компания укрепляет грунты на четвертой опоре. На сегодняшний день сделано около 90% от объема данных работ. После этого мы планируем перейти на первую опору.
– В какие сроки планируется укрепить весь грунт?
– В двухсменном режиме работы данный объем выполняется за 45 рабочих дней. Если погодные условия будут позволять, то весь комплекс работ будет завершен в срок. С учетом того, что в Барнауле фиксируются несколько дней достаточно низкие температуры, общий срок может немного скорректироваться.
Под низким градусом– С какими сложностями столкнулись ваши специалисты во время работы?
– На самом деле, особых сложностей нет. Основная проблема – это погодные условия. Технология такова, что работы можно выполнять при температуре не ниже минус 20-22 градусов. Связано это с использованием водоцементного раствора. При более низких температурах он схватывается, превращается в лед, и проводить работы уже не представляется возможным.
– Как часто приходится строителям сталкиваться с проблемой ненадежных грунтов?
– Каждый объект индивидуален. В том числе по грунтам, которые находятся в основании данных сооружений. Все зависит от каждой конкретной территории.
Напомним, новосибирская компания "Райдекс" зашла на барнаульскую стройплощадку в середине ноября уходящего года. С тех пор был выполнен большой пласт работы. Как рассказали в подрядной организации, на сегодняшний день практически завершено укрепление грунта под будущей четвертой опорой, буквально на днях рабочие приступят к инъекциям под первой опорой. Этому предшествовали масштабная подготовка, в рамках которой новосибирские специалисты изготовили опытные образцы грунтоцементных свай. Так мостостроители смогли безошибочно выбрать тот, что соответствует параметрам будущего сооружения.