45 дней и более 2 тыс. тонн цемента понадобится для укрепления грунта, чтобы устояли будущие опоры моста на проспекте Ленина. Подрядчик уверен, что успеет в срок, ведь погода пока на его стороне
Слабость грунтов под будущими опорами путепровода на проспекте Ленина в Барнауле стала настоящим сюрпризом для мостостроителей ДСУ-4. Благодаря совместным усилиям генподрядчика, проектировщиков, заказчика и стройэкспертизы было найдено технологическое решение непростой задачи. Так на стройплощадке появились специалисты компании "Райдекс", которые проводят сейчас инъекции цемента в слабые грунты. И теперь от скорости их работы во многом зависят сроки окончания реконструкции. Своими прогнозами с "Толком" поделился начальник участка подрядной организации Артем Кучеров.
Технология инъекций
– Сейчас много говорится об укреплении грунта под мостом на проспекте Ленина. Давайте еще раз поясним, зачем нужно укреплять грунты под будущим мостом?
– Перед началом работ по устройству буронабивных свай генподрядная организация – Барнаульское ДСУ-4 – провела дополнительные инженерно-геологические изыскания. Так выяснилось, что нужно провести мероприятия по доведению прочности грунта до расчетных нагрузок в целях стопроцентного исключения каких либо рисков просадок.
Если говорить максимально простым языком, то мостостроители поняли: грунт может не выдержать конструкций нового моста и просесть. Чтобы этого не произошло нужно его укрепить. Мы для этого используем технологию Jet grouting – струйную цементацию.
– Расскажите о ней подробнее.
– Такая технология применяется не только в мостостроении, но и различных других сферах. Например, при строительстве метрополитена или каких-то сооружений в обводненных грунтах. Для того, чтобы конструкции не оседали, мы фактически создаем новый грунт.
Как это делается? Наши специалисты с помощью спецтехники под большим давлением (в 450 атмосфер) через трубки диаметром 159 мм закачивают (инъектируют) в грунт цементный раствор. В процессе манипуляции с ним смешивается грунт и уплотняется настолько, чтобы выдержать рассчитанные в проекте нагрузки.
Таким образом, в грунте образуются грунтоцементные сваи диаметром 700 мм. И нет, это не ошибка. Они образуются благодаря относительно тонким трубкам – все благодаря особой конструкции техники.
Размер не имеет значения
– И что это за техника?
– Весь комплекс по укреплению свай состоит из трех основных составных частей. Во-первых, это буровая установка. Как не сложно догадаться, именно она бурит скважины. Во-вторых, это насосная станция, которая под высоким давлением подает цементный раствор непосредственно в пробуренную скважину. В третьих, это смесительная установка, которая подготавливает раствор – смешивает цемент и воду.
Кстати, буровая установка оснащена буровым шнеком с соплами, через которые под напором и подаются струи раствора. В процессе подъема шнека из пробуренной почвы и формируется грунтоцементная свая. И таких нам нужно сделать 308 штук.
– Сколько трубок диаметром 159 мм используется для работы?
– В каждой буронабивной свае изначально в каркасе предусмотрено три трубы диаметром 159 мм, чтоб через них можно было закачать водоцементную смесь в грунт. Всего 66 буронабивных свай, умножаем их число на три и получаем – 196 трубок.
– А сколько цемента уйдет на все сваи?
– Для их изготовления потребуется более 2 тонн цементной смеси.
Напомню, укрепление грунта производится под всеми четырьмя опорами будущего трехпролетного путепровода. Площадь укрепления грунта составляет 420 кв. м. При этом, под каждой опорой – порядка 105 кв. м.
Пять рабочих недель
– Насколько нам известно, перед основными работами вы провели пробную цементацию? Как все прошло?
– Нами было сделано три опытных грунтоцементных сваи. Каждая из них выполнялась в разных режимах работы буровой установки. Менялись скорость подъема бура, давление. Из трех опытных образцов был выбран один, который соответствует параметрам проекта, чтобы в конечном итоге получалось грунтоцементная свая диаметром 700 мм. По итогу был выбран тот, который соответствовал проектным параметрам.
– Скажите, на каком сейчас этапе укрепления основания под опоры для будущего моста?
– Сейчас наша компания укрепляет грунты на четвертой опоре. На сегодняшний день сделано около 90% от объема данных работ. После этого мы планируем перейти на первую опору.
– В какие сроки планируется укрепить весь грунт?
– В двухсменном режиме работы данный объем выполняется за 45 рабочих дней. Если погодные условия будут позволять, то весь комплекс работ будет завершен в срок. С учетом того, что в Барнауле фиксируются несколько дней достаточно низкие температуры, общий срок может немного скорректироваться.
Под низким градусом
– С какими сложностями столкнулись ваши специалисты во время работы?
– На самом деле, особых сложностей нет. Основная проблема – это погодные условия. Технология такова, что работы можно выполнять при температуре не ниже минус 20-22 градусов. Связано это с использованием водоцементного раствора. При более низких температурах он схватывается, превращается в лед, и проводить работы уже не представляется возможным.
– Как часто приходится строителям сталкиваться с проблемой ненадежных грунтов?
– Каждый объект индивидуален. В том числе по грунтам, которые находятся в основании данных сооружений. Все зависит от каждой конкретной территории.
Этому предшествовали масштабная подготовка, в рамках которой новосибирские специалисты изготовили опытные образцы грунтоцементных свай. Так мостостроители смогли безошибочно выбрать тот, что соответствует параметрам будущего сооружения.