Мост в будущее. С какими итогами стройка года на Новом рынке уходит в 2023-й

Секция путепровода
Секция путепровода Фото: Виталий Барабаш

Слабые грунты под будущими опорами моста на проспекте Ленина и морозы добавили работы мостостроителям, но они намерены сделать как можно больше до боя курантов и сдать объект в заявленные сроки

Меньше двух недель осталось до конца 2022 года. Каким выдастся следующий год, мы не знаем, но с ним наверняка будет связано радостное и долгожданное событие. В конце ноября 2023-го планируют открыть мост на проспекте Ленина. Уже семь месяцев прошло с момента, как его закрыли на реконструкцию. Подрядчик полон оптимизма, ведь строительные работы идут по плану, пусть и несколько скорректированному. Как прошел год путепровода? Что сделано, а что перенесли в планы на 2023-й? "Толк" подвел предновогодние итоги.

Подсчитываем затраты

Больше 200 дней прошло с момента, когда по мосту, соединяющему две части одного города, проехала последняя машина. В дело вступил генподрядчик. Им выступила одна из крупнейших строительных компаний Алтайского края – Барнаульское ДСУ-4.

Подрядчик объяснил, что скорректировало сроки ремонта моста на Новом рынке

Окончательный срок поставки металлоконструкций сдвинули на январь, а к монтажу пролетных строений подрядчик приступит в марте-апреле

Организация выиграла тендер весной уходящего года. Сумма контракта составила порядка 1,7 млрд рублей. Реконструкция ведется за счет инфраструктурного бюджетного кредита, предоставленного региону на 2022-2023 годы.

"ДСУ-4 получило аванс в размере 54% от этой суммы, то есть фактически более 900 млн рублей. Плюс ежемесячно мы выполненные работы сдаем заказчику. И на сегодняшний день суммарно более 1 млрд рублей в виде аванса или расчетов за выполненную работу на счет ДСУ-4 поступило", – рассказал "Толку" руководитель генподрядной организации Николай Данилин.

Он добавил, что деньги "не лежат мертвым грузом". Свыше 200 млн рублей из суммы аванса перечислили тюменскому заводу "Стальмост", специалисты которого изготавливают металлические конструкции важного для Барнаула инфраструктурного объекта.

По словам Данилина, из тех же авансовых средств оплатили арматуру и цемент.

"В процессе производства работ появились дополнительные проектные решения. Они уже прошли техническую часть экспертизы, и сейчас мы ждем выхода сметной части. Одну часть работ мы убрали – поняли, что в них сейчас нет необходимости. Другую часть работ, наоборот, было решено добавить. В первом квартале 2023 года, думаю, мы получим все сметные части после экспертизы и поймем, как изменилась цена строительных работ: чуть-чуть уменьшилась, чуть-чуть увеличилась или в том же ценовом диапазоне осталась. Но это объективные вещи", – пояснил вопрос возможного изменения цены контракта руководитель генподрядной организации.

Напомним, что общая протяженность металлического путепровода составляет 107,6 метра. Длина самого большого пролета – 48,6 метра, вес – 600 тонн. Протяженность самого маленького пролета (со стороны ТЦ "Пионер") – 27 метров, среднего – 32 метра. Их общий вес – 500 тонн.

Майский флешбэк

Но вернемся немного в прошлое. А именно в май уже прощающегося с нами года. Спустя пару недель после закрытия моста на Новом рынке, здесь буквально забурлила большая стройка – началась реконструкция путепровода.

В мэрии Барнаула оценили влияние реконструкции ленинского моста на транспорт

Говорить о массовом "исходе" водителей личных автомобилей в пользу автобусов все же не приходится. В целом же ситуацию в транспорте удалось "удержать на нормальном уровне"

После того как мост заблокировали и установили бетонные блоки и знак "Кирпич", вокруг стройплощадки вырос высокий металлический забор. Тогда многие барнаульцы старались украдкой через сетку ворот ограждения взглянуть на еще целый мост. Сбоку от него, со стороны улицы Новоугольной, строители поставили строительный городок.

Отметим, что концентрация майских событий, связанных с реконструкцией путепроводов на проспекте Ленина, была весьма насыщенной. Последний месяц весны связан не только с историческим перекрытием моста. Тогда же построили первое разворотное кольцо для трамваев, в полной мере запустили выделенные полосы, а также альтернативные пути для обхода и объезда объекта.

Важно отметить: о решении проблемы, как горожане будут преодолевать стройку, разместившуюся на главном проспекте города, власти Барнаула совместно с экспертами позаботились заранее. Варианты сначала обсудили с горожанами и специалистами. Впоследствии был выбран наиболее оптимальный вариант – основной поток машин и автобусов перенаправили на проспект Калинина через улицы Северо-Западную, Аносова и т.д.

Ювелирная работа

Спустя полтора месяца часть проспекта Ленина, оказавшаяся в гуще строительных событий, изменилась до неузнаваемости. И первое, что теперь бросается в глаза, – это пустой проем вместо дороги. В районе Нового рынка проспект проходил по путепроводу, который практически полностью демонтировали.

Николай Данилин
Николай Данилин
Фото: Михаил Полубедов/"Вечерний Барнаул"

На снос большей части путепроводов (протяженного и короткого) ушло каких-то полтора месяца. Директор ДСУ-4 Николай Данилин еще летом рассказал "Толку", что бетон аварийного моста буквально осыпался в руках и были подозрения, выдержат ли конструкции, не сложится ли мост в процессе демонтажа. Мостостроители сработали ювелирно – конструкции были снесены в штатном режиме, без внепланового обрушения.

Когда от моста осталась только одна опора, заместитель Данилина Денис Попрядухин рассказал "Толку" о том, с чем еще подрядчик столкнулся в ходе сноса. Эксперт отметил, что несущая способность строения была на пределе. В плачевном состоянии оказались балки пролетных строений, вертикальных конструкций, горизонтальных ригелей и т.д. Благодаря этому демонтаж в целом прошел быстрее, чем было запланировано.

Для каких сооружений начали укреплять грунт на проспекте Ленина в Барнауле

Грунты укрепят под будущим мостом на Новом рынке. Для этого специалисты используют современную технологию Jet grouting, рассказали на сайте мэрии Барнаула

Важным для сноса конструкций моста событием стало заключение договоренностей с РЖД по предоставлению технологических "окон". Дело в том, что три пролета большого путепровода находились над четырьмя железнодорожными путями. И просто так их демонтировать было нельзя, ведь по путям курсируют поезда.

"Окна" предполагают небольшой тайм-аут, во время которого пути пусты и можно проводить сложные строительные работы. На них РЖД отвели пока не более трех-четырех часов в сутки. Первые работы в рамках "окон" прошли в ночь на 7 августа. На разбор всего моста планировалось потратить 25 таких пауз.

Но куда делись демонтированные конструкции моста. Генподрядчик рассказал, что весь строительный мусор отправлялся со стройплощадки на полигон по захоронению ТБО.

"Лебединая" история

Не менее заметным стало появление второго трамвайного кольца, построенного "Горэлектротрансом" у Дома быта, и лестница пешеходного обхода. Что касается последнего, то рабочие еще до конца весны заасфальтировали участок протяженностью порядка 600 м, соорудили лестничный сход тротуара. Со временем на протяжении всего обхода появилось еще и освещение.

Когда и как в Барнауле планируют запустить муниципальные автобусы

Муниципальные автобусы могут появиться на дорогах краевой столицы в следующем году. Для этого администрация города планирует купить 18 единиц новой техники

После запуска второго разворотного кольца было восстановлено трамвайное сообщение. И теперь пассажиры могут доехать до "Дома быта", перейти на другую строну и пересесть у ТЦ "Пионер" на другой маршрут (с пересадочным тарифом), двигающийся в центр города.

К слову, "Горэлектротранс" неплохо подготовился к закрытию моста. Для удобства горожан появились специальные тарифы для оплаты проезда, на улицах Челюскинцев и Советской Армии обустроены выделенные полосы для общественного транспорта, из бюджета выделили финансирование на ремонт и реконструкцию подвижного состава и коммуникаций.

Исчезновение негласного символа города тоже не прошло незамеченным. Со старой трубы пропали рукотворные лебеди во главе со знаменитым и многострадальным Андрюшей. Их демонтировали. Часть из-за хлипкости так и канула в Лету – лебеди были сделаны из бутылок и старых покрышек и прочностью изначально не отличались.

Лебеди
Лебеди
Фото: Сергей Писарев

Более основательным "птицам" повезло больше: 11 из 17 лебедей аккуратно сняли с трубы, отреставрировали и предоставили им новый дом. Четыре пернатых символа отправились в Барнаульский зоопарк "Лесная сказка", шесть рукотворных птиц "угнездились" в художественной школе "Традиция" во Власихе. Андрюшу решила забрать дочь автора – легендарного алтайского тренера-самбиста и создателя школы "Спарта" Валерия Метелицы. Его творение планируют передать в музей.

Интересно, что на территории строительной площадки до сих пор стоит "лебединая" беседка для влюбленных, появившаяся в начале 2000-х, когда лебедь Андрюша, в очередной раз пострадав от вандалов, благодаря Валерию Метелице вновь "укрепился" на своем месте.

Универсальный билет

В августовской хронологии сохранилось важное, но напрямую не относящееся к самому строительству событие. В конце лета начали продавать единые проездные билеты для школьников. Их ввели в связи с закрытием моста на проспекте Ленина на реконструкцию.

А вот действовать тарифы "Школьный", "Для школьников из малообеспеченных семей" и "Студенческий" начали с 1 сентября. Их ввели для использования на городских и пригородных автобусных маршрутах, работающих по регулируемым тарифам.

"Путепроводные" трубы

Трубу, на которой располагались лебеди, тоже демонтировали. Вместо старых коммуникаций проложили абсолютно новые.

Сколько студентов и школьников пользуются едиными проездными в Барнауле

Транспортные карты, которые доступны почти на всех маршрутах общественного транспорта, запустили в связи с закрытием на реконструкцию моста на Новом рынке

В августе началась прокладка труб отопления на опорные конструкции, построенные вдоль старых путепроводов. Работы стартовали в первой половине августа и завершились 15 сентября. Подрядчик – компания "СТЭК" – смонтировал 45-тонную трубу. Речь идет о части магистрали диаметром 1 020 мм и длиной 48 м.

22 сентября в Барнауле подали тепло в дома. Благодаря новой тепломагистрали протяженностью 590 м тепло приходит в 568 домов северо-восточной части Барнаула, а это порядка 50 тысяч горожан. Речь идет о жилье, расположенном со стороны ТЭЦ-2: в микрорайоне Жилплощадка, а также на проспектах Ленина (до улицы Молодежной) и Комсомольском (до улицы Партизанской).

На объекте трудились два подрядчика. Опоры для труб возвели мостостроители ДСУ-4, а монтаж труб на себя взяла компания "СТЭК". Все это время они, как и коллеги, трудились не покладая рук и… сварочных аппаратов.

Реконструкция путепровода на проспекте Ленина
Реконструкция путепровода на проспекте Ленина
Фото: Михаил Полубедов/"Вечерний Барнаул"

Отметим, что минимальный срок труб составляет 30 лет. Вдобавок они разительно отличаются от демонтированных – 250 м современной магистрали, нависшей над железной дорогой, забраны в специальные футляры. Эти трубы диаметров 700 и 1,6 тысячи миллиметров не заварены по краями и "надеты" на тепловые магистрали. Так в случае аварии они защитят от потоков горячей воды проезжающие поезда и железнодорожное полотно.

Мороз и сваи

Что же сейчас происходит на строительной площадке? Как рассказал нам руководитель мостостроительной организации ДСУ-4 Николай Данилин, на сегодняшний день завершен колоссальный объем работ. Так, на трехпролетном путепроводе уже вовсю идет армирование ростверка первой опоры. На второй опоре рабочие обустраивают место для основания фундамента. Также на трехпролетном путепроводе подрядчик занимается изоляцией тепловой сети из оцинкованной стали.

В снег и мороз: как идет реконструкция моста на проспекте Ленина в Барнауле

Реконструкция путепровода по проспекту Ленина находится на постоянном контроле в администрации города. Еженедельно здесь проходят выездные совещания

Работы ведутся и на восьмипролетном путепроводе. Первоочередная задача – выполнить укрепление грунта. На четвертой опоре, с которой субподрядчик – компания "Райдекс" – начал выполнять инъектирование, заполнено уже 90% скважин. Всего на четырех опорах необходимо будет заполнить более 300 грунтоцементных свай.

Напомним, после дополнительных проектных изысканий выяснилось, что грунты под частью будущих опор слабые. Возникла необходимость укрепить их под опорными частями свай на глубине порядка 30 м.

"И сегодня подрядная организация "Райдекс" эти работы выполняет", – рассказал Данилин.

Он отметил, что установившиеся ранее на протяжении двух недель морозы не позволили проводить круглосуточно работы. После потепления укрепление стартовало в две смены, как изначально и планировалось.

"Поэтому мы пока только четвертую опору инъектируем, но я надеюсь, что на днях эти работы будут закончены, и тогда подрядчик переключится на первую опору", – заметил эксперт.

Сбои: глобальные и не очень

В настоящий момент завершается бетонирование первой опоры маленького путепровода, который находится ближе к "Дому быта". И на большом путепроводе, который располагается между улицей Кулагина и Новым рынком, подрядчик занимается подготовкой к установке буронабивных свай на третьей опоре.

Реконструкция путепровода на проспекте Ленина
Реконструкция путепровода на проспекте Ленина
Фото: Михаил Полубедов/"Вечерний Барнаул"

На вопрос о возможных сбоях в дальнейшем Николай Данилин заметил, что в зимние месяцы так или иначе будут дни, когда температура не позволит работать в полном масштабе.

"Если она опускается ниже -25 градусов, то мы работы не производим, а субподрядчик по инъектированию, который использует водоцементную смесь, уже при температуре ниже -20 градусов не работает. Соответственно, когда стояли морозы ниже -30 градусов, мы в полном объеме работы не производили. А при температуре -20...-25 выстраивали работу так, чтобы рабочие через определенное время менялись и уходили греться. Это немного накладывает технические сложности, потому что работа, которую делаешь в теплое время за восемь часов, в такие морозы будет занимать 12 часов", – рассказал генподрядчик.

Глобальных же сбоев не предвидеться при любой погоде – все виды работ, которые предусмотрены для реализации в зимнее время, будут выполняться.

Сейчас завершается бетонирование первой опоры будущего однопролетного (маленького) путепровода, который появится ближе к "Дому быта". На трехпролетном путепроводе, который располагается между улицей Кулагина и Новым рынком, идет подготовка под установку буронабивных свай на третьей опоре. На четвертой опоре ведется укрепление грунта.

Планы на будущее

Что же из мостового "наследства" перейдет в 2023 год? По словам Николая Данилина, подрядчик надеется, что успеет полностью закончить фундаменты на маленьком путепроводе и выйти "в бетонные работы не фундамента, а тела опор".

Треть пути позади. Как прошли полгода стройки моста на Новом рынке в Барнауле

Мост на проспекте Ленина в столице Алтайского края полностью закрыли для движения автомобилей и общественного транспорта 21 мая 2022 года

Уже практически закончены работы по инъектированию четвертой опоры большой части моста на проспекте Ленина. После этого "Райдекс" перейдет на инъектирование первой опоры. Если погода не подкачает и температура не опустится ниже -20 градусов, то рабочие успеют укрепить грунт под первой опорой.

"Также на этой неделе должны завершить работы по подготовке площадки под третью опору, туда подрядчик зайдет с устройством буронабивных свай. Надеюсь, что до Нового года мы успеем их забетонировать и в январе выйдем в укрепление грунтов под ними", – отметил Данилин.

Генподрядчик прокомментировал и слухи о срыве сроков сдачи объекта. В городе поговаривают, что открытие оттянется минимум на 1,5 месяца.

Это не так, уверен руководитель ДСУ-4, мостостроители сделают все возможное, чтобы уложиться в назначенный срок.

Реконструкция моста у Нового рынка
Реконструкция моста у Нового рынка
Фото: barnaul.org

При этом генподрядчик признает, что слабые грунты немного сдвинули график, но только внутри процесса.

"Мы планировали надвижку пролетных строений осуществлять в конце января – начале февраля. Сейчас мы говорим, что, скорее всего, это будет конец марта – начало апреля. По этим видам работ сдвижка действительно есть. Но это не говорит о том, что мы для себя сдвигаем окончание работ. Мы в любом случае понимаем, что есть ноябрь 2023 года, и мы будем прикладывать все усилия, чтобы этот срок выдержать. Я сам по городу езжу, и наши сотрудники тоже. И ни у кого из нас нет желания затягивать этот объект и уводить его дальше ноября 2023 года, потому что нам тоже хочется ездить без пробок. Так что будем стараться", – подчеркнул Николай Данилин.

Мостостроители настроены оптимистично: самые сложные вопросы решены, работы идут, проблем с поставками стройматериалов и металлоконструкций не наблюдается. Пока говорить о том, что задержится долгожданное событие – открытие нового шестиполосного моста на проспекте Ленина – оснований нет.

Факты о путепроводе на проспекте Ленина

  1. "Четную" сторону моста перекрыли 10 мая. Тогда из спальных районов можно было проехать в центр города как на городском электротранспорте, так и на личном автомобиле.
  2. 21 мая мост полностью закрыли для движения. По путепроводу на проспекте Ленина проехала последняя машина.
  3. 25 апреля был создан telegram-канал "Мост", где появляются самые оперативные сводки происходящего на строительной площадке.
  4. Стальные элементы изготавливают на тюменском заводе "Стальмост".
  5. Параллельно с началом реконструкции "заработали" выделенные полосы для общественного транспорта. Скоро на них начнут функционировать камеры фото– и видеофиксации нарушений
  6. В связи с необходимостью обустроить пешеходный обход строящегося моста в районе Дома быта появился новый объект – металлическая лестница с тремя маршами и 24 ступенями.
  7. Открыть новый мост планируют в конце ноября 2023 года.
Снегопады и метели: барнаульские дорожники готовы к работе в условиях непогоды

Из-за реконструкции моста в районе Нового рынка городские службы уделяют максимальное внимание качеству уборки дорог для борьбы с пробками в городе