Окончательный срок поставки металлоконструкций сдвинули на январь, а к монтажу пролетных строений подрядчик приступит в марте-апреле
Установившаяся морозная погода и необходимость укрепления грунтов под опорами скорректировали график работ по реконструкции моста на Новом рынке. Однако, несмотря на это, подрядчик намерен сдать объект в установленный срок. Что сейчас происходит на строительной площадке, сколько денег уже потратили на объект и почему монтаж металлоконструкций начнется только весной? Об этом в интервью "Толку" рассказал руководитель ДСУ-4 Барнаула Николай Данилин.
– Николай Владимирович, реконструкция моста на Новом рынке ведется уже семь месяцев. Что сейчас происходит на объекте?
– На сегодняшний день уже завершен большой объем работ. И реконструкция объекта продолжается. Что-то из первоначального плана, к сожалению, не получилось сделать в силу объективных причин. Но сейчас мы хотя бы не находимся в состоянии, когда эти вопросы окончательно стопорят работу: они либо разрешены, либо уже в стадии разрешения.
В настоящий момент мы завершаем бетонирование первой опоры маленького путепровода, который находится ближе к "Дому быта". И на большом путепроводе, который располагается между Кулагина и Новым рынком, занимаемся подготовкой под установку буронабивных свай на третьей опоре, а на четвертой опоре проводим дополнительный вид работ, который появился в силу проектных изысканий – укрепляем грунты под опорными частями свай на глубине порядка 30 метров.
Проведенные испытания показали, что они слабые. И фактически с июня по октябрь вместе с проектировщиком, заказчиком и стройэкспертизой мы искали техническое решение, которое позволило бы эту проблему решить. И оно было найдено, проектировщик получил положительное заключение экспертизы. И сегодня подрядная организация "Райдекс" эти работы выполняет.
Но, к сожалению, морозы, которые стояли в последние две недели, не позволили сначала вообще производить работы, а потом не позволили их производить в две смены, как изначально планировалось. Поэтому мы пока только четвертую опору инъектируем, но я надеюсь, что на днях эти работы будут закончены, и тогда подрядчик переключится на первую опору.
– Зима началась с сильных морозов. Насколько это помешало процессу строительства?
– Зима без морозов не бывает. И еще летом мы говорили, что в зимние месяцы так или иначе будут дни, когда температура не позволит работать в полном масштабе. Если она опускается ниже -25 градусов, то мы работы не производим, а субподрядчик по инъектированию, который использует водоцементную смесь, уже при температуре ниже -20 градусов не работает.
Соответственно, когда стояли морозы ниже -30 градусов, мы в полном объеме работы не производили. А при температуре -20...-25 выстраивали работу так, чтобы рабочие через определенное время менялись и уходили греться. Это немного накладывает технические сложности, потому что работа, которую делаешь в теплое время за восемь часов, в такие морозы будет занимать 12 часов.
А что касается глобальных сбоев, то те виды работ, которые были в зиму предусмотрены, мы их выполняем.
– В условиях санкций возникли ли проблемы с поставкой материалов, металлоконструкций?
– У нас, слава богу, страна производит металл в достаточном объеме. Заказ на изготовление металлоконструкций был размещен еще летом на одном из крупнейших российских заводов, который занимается мостовыми конструкциями – "Тюменьстальмост". Это один из поставщиков пролетных строений на Крымский мост, в том числе и на его восстановление, и на четвертый мост через Обь в Новосибирской области.
Сейчас у нас наблюдается небольшая сдвижка по срокам поставки металла. Мы планировали полностью его завести в декабре, а сегодня завод дает крайний срок окончания поставки – 10 января. Нас это не смущает, потому что в силу дополнительных видов работ, которые появились по опорам, график монтажа металлических конструкций тоже сдвинулся.
Задержка у них произошла из-за двух причин. Первая связана с проектным решением по окраске металлических частей, из-за чего завод был вынужден сдвинуть сроки выпуска готовой продукции. Вторая – теракт на Крымском мосту. И завод по договоренности с нами график подвинул. Но это нашу работу нисколько не задерживает.
Поэтому по металлоконструкциям у нас проблем нет. А что касается остальных материалов, то цемент нам поставляет Новосибирск, а арматура у нас с Урала. Поэтому санкции на них никак не повлияли.
– И сколько уже было потрачено на реконструкцию моста?
– В целом у нас стоимость объекта порядка 1,7 млрд рублей. ДСУ-4 получило аванс в размере 54% от этой суммы, то есть фактически более 900 млн рублей. Плюс ежемесячно мы выполненные работы сдаем заказчику. И на сегодняшний день суммарно более 1 млрд рублей в виде аванса или расчетов за выполненную работу на счет ДСУ-4 поступило.
И эти деньги мертвым грузом не лежат. Более 200 млн рублей аванса было перечислено Тюмени за изготовление стальных конструкций. Также арматура и цемент как раз из этих средств оплачивались.
– В бюджет укладываетесь?
– Да, у нас других вариантов и нет. В любом случае сегодня есть дополнительные проектные решения, которые появились уже в процессе производства работ. Они техническую часть экспертизы прошли, и сейчас мы ждем выхода сметной части. Часть работ у нас была убрана, так как мы увидели, что нет необходимости их выполнять, а часть, наоборот, будет добавляться.
В первом квартале 2023 года, думаю, мы получим все сметные части после экспертизы и поймем, как цена изменилась: чуть-чуть уменьшилась, чуть-чуть увеличилась или в том же ценовом диапазоне осталась. Но это объективные вещи.
– Произошло ли за этот период какое-то критичное повышение цены?
– Самое критичное повышение было в период между отыгрышем объекта и заказом металла. Что касается металлических конструкций пролетных строений, то фактически договор на поставку металла дороже сметной стоимости примерно на 20%. Эта информация до заказчика и проектировщика доведена. И мы сейчас ждем всех измененных видов работ, чтобы их "осметить", а потом уже будем заниматься этим вопросом опять же в рамках того лимита средств, который у заказчика имеется.
– Какие работы планируете успеть выполнить на объекте до конца этого года?
– Надеюсь, что мы полностью закончим фундаменты на маленьком путепроводе и выйдем уже в бетонные работы не фундамента, а тела опор.
На большом путепроводе буквально в ближайшие дни будут завершены работы по инъектированию четвертой опоры, после чего подрядчик перейдет на инъектирование первой опоры. Если до конца года будет стоять не ниже -20 градусов, то мы и на первой опоре завершим укрепление грунтов.
Также на этой неделе должны завершить работы по подготовке площадки под третью опору, туда подрядчик зайдет с устройством буронабивных свай. Надеюсь, что до Нового года мы успеем их забетонировать и в январе выйдем в укрепление грунтов под ними.
– Срок сдачи работ 30 ноября 2023 года. Но недавно появилась информация, что стройка моста отстает от графика на 1,5 месяца. Так ли это?
– Не совсем так. У нас появился дополнительный вид работ, который изначально не был учтен проектом. Столкнувшись с проблемой укрепления грунтов, мы совместно искали решение, это нам срок увеличило. И сегодня необходимые работы выполняются, не позволяя нам следующий этап работ производить. Если бы не было укрепления грунтов, то мы бы сегодня уже занимались телом двух опор. А сейчас мы вынуждены стоять и ждать, пока нам не освободят фронт работ.
Да, фактически у нас график сдвинулся. Мы планировали надвижку пролетных строений осуществлять в конце января – начале февраля. Сейчас мы говорим, что, скорее всего, это будет конец марта – начало апреля. По этим видам работ сдвижка действительно есть. Но это не говорит о том, что мы для себя сдвигаем окончание работ. Мы в любом случае понимаем, что есть ноябрь 2023 года, и мы будем прикладывать все усилия, чтобы этот срок выдержать.
Я сам по городу езжу, и наши сотрудники тоже. И ни у кого из нас нет желания затягивать этот объект и уводить его дальше ноября 2023 года, потому что нам тоже хочется ездить без пробок. Так что будем стараться.