Сваи и пустота. Хроника строительства моста на Новом рынке в Барнауле

Реконструкция моста у Нового рынка
Реконструкция моста у Нового рынка Фото: @most_barnaul

Стройке года у Нового рынка совсем скоро исполнится полгода. К этому моменту подрядчик планирует полностью перейти к строительству металлического путепровода. Предлагаем вспомнить, что уже сделано

Если взглянуть на стройплощадку с высоты птичьего полета, видны только пустоты и трубы новенькой тепломагистрали. Тем временем на стройплощадке сделана колоссальная работа, которую не увидеть непрофессиональным взглядом. Например, под землей прячется свайное поле. Оно все больше, чтобы на него одна за другой встали опоры для будущего моста, большая часть которого будет из стали. Первая партия металлоконструкций скоро прибудет в Барнаул. А пока она едет, "Толк" решил пролистать хроники строительных событий самого резонансного объекта года.

Месяц шестой – не законченный

Октябрьские достижения

И начнем мы со дня сегодняшнего. За месяцы работы мостостроители Барнаульского ДСУ-4 выполнили очень большой объем работ. Они почти полностью разобрали конструкции аварийных строений – оставшиеся две опоры не в счет – и взялись за сборку новых. На снос ушло полтора месяца. Часть работ велась в четырехчасовые технологические "окна".

Сколько опор будет у будущего моста на Новом рынке в Барнауле. Инфографика

Барнаульское ДСУ №4 планирует завершить строительство опорных частей будущего моста в краевой столице до конца 2022 года

До конца текущего года осталось каких-то два месяца, а планов у подрядчика меньше не становится. До боя курантов он планирует установить опоры (в том числе для маленького путепровода), смонтировать пролетное строение железобетонной балки, а также начать монтаж пролетов стального путепровода. Детали для него как раз сейчас изготавливают на заводе "Стальмост" в Тюмени. Стоимость металлоконструкций составила 350 млн рублей.

Около 1,1 тыс. тонн металла привезут в Барнаул несколькими партиями в течение полутора-двух месяцев. Но для начала представители ДСУ-4 должны проверить детали на соответствие проекту и нормам качества. Только после этого первую партию металлоконструкций на негабаритных площадках автотранспортом отправят заказчику.

"Тело" для грунта

Как уже не раз говорилось, стальные пролеты не будут висеть в воздухе – их установят на надежные опоры. Их обустройство в самом разгаре. Рабочие занимаются устройством буронабивные свай и укрепят первую опору, которая находится ближе к ТЦ "Пионер".

На восьмипролетном путепроводе продолжаются работы по устройству буронабивных свай
На восьмипролетном путепроводе продолжаются работы по устройству буронабивных свай
Фото: @most_barnaul

На месте трехпролетного путепровода ДСУ-4 тоже готовит фундамент: устанавливает шпунтовую стенку, после чего перейдет к погружению металлокаркаса и омоналичиванию.

Кстати, для строительства опор для нового моста будет использована "интересная технология" (как ее охарактеризовал сам подрядчик). Грунты под сваями оказались недостаточно хорошими, поэтому их придется укрепить телом сваи.

По словам директора подрядной организации Николая Данилина, это самая сложная часть реконструкции путепроводов. Дело в том, что подобной технологией в нашей стране занимаются немногие компании. И сейчас ДСУ-4 как раз ведет переговоры с претендентами. Исход зависит от того, какие сроки производства озвучит потенциальный партнер.

Радует, что данные компании работают при отрицательных температурах и смогут заняться укреплением грунта в зимнее время. Сам подрядчик тоже готов к морозам. Все работы, в том числе с бетоном, будут вестись штатно, но при условии соблюдения технологии, то есть дополнительного прогрева конструкций.

Если посмотреть на стройплощадку с высоты птичьего полета (это можно сделать, кликнув сюда), то хорошо будут видны абсолютно новые трубы отопления. Их подключили к общей сети теплоснабжения и запустили еще в сентябре.

Месяц пятый

Теплое сентябрьское обновление

Пролистаем летопись "ленинского" моста более чем на месяц назад. Пока горожане подстраивались к новому режиму общественного транспорта из-за увеличившегося пассажирского трафика, на стройплощадке готовились к отопительному сезону, не забывая и про сам мост.

Подрядчик показал, как выглядят металлоконструкции для моста в Барнауле

В эти дни специалисты подрядной организации Барнаульское ДСУ №4 находятся в Тюмени и уже провели технический осмотр конструкций для будущего моста в краевой столице

22 сентября в Барнауле подали тепло в дома. Однако старт был бы не полным без новой магистрали. Вместе с опорами ее строили четыре месяца. В сентябре наступил час икс – завершение работ, подключение к общей сети, тестировка и запуск. Все прошло успешно, новая теплосеть была полностью готова к отопительному сезону уже 15 сентября.

Напомним, тепломагистраль протяженностью 590 метров смонтировали рядом с первыми опорами для будущего моста у ТЦ "Пионер". Ее сейчас трубы снабжают теплом 568 домов северо-восточной части Барнаула, а это порядка 50 тысяч горожан. Речь идет о жилье, расположенном со стороны ТЭЦ-2: в микрорайоне Жилплощадка, а также на проспектах Ленина (до улицы Молодежная) и Комсомольском (до улицы Партизанской).

На объекте трудились два подрядчика. Опоры для труб возвели мостостроители ДСУ-4, а монтаж труб на себя взяла компания "СТЭК". Все это время они, как и коллеги, трудились не покладая рук и… сварочных аппаратов.

Отметим, что минимальный срок труб составляет 30 лет. Вдобавок они разительно отличаются от демонтированных – 250 метров современной магистрали, нависшей над железной дорогой, забраны в специальные футляры. Эти трубы диаметров 700 и 1,6 тыс. миллиметров не заварены по краями и "надеты" на тепловые магистрали. Так в случае аварии они защитят от потоков горячей воды проезжающие поезда и железнодорожное полотно.

Мусор и городские лебеди

Пока одни рабочие работали над обустройством тепломагистрали, другие устанавливали шпунтовые ограждения котлована для второй опоры нового моста на месте трехпролетной части. После мостостроители вернулись к первой, которой они пока занимаются и по сей день.

Арт-переселенцы года. Как живется легендарным лебедям с моста на Новом рынке

Четверка лебедей с демонтированного путепровода у Нового рынка "приземлилась" в Барнаульском зоопарке. Корреспонденты "Толка" решили узнать, как они обосновались на новом месте

Кроме того, в сентябре шла работа над подготовкой арматурного каркаса для буронабивных свай. В мостостроении их используют для усиления конструкций. Для этого каркасы опускают в пробуренные и залитые бетоном скважины.

А еще горожанам рассказали, куда делся старый мост. Стал известно, что со стройплощадки на полигон по захоронению ТБО вывезли 4 тыс. тонн строительного мусора. Из них 300 тонн – это металл, большую часть которого сдали на переработку, получив за металлолом примерно четыре миллиона рублей. Это входило в условия госконтракта между предприятием Барнаульское ДСУ-4 и властями города. Приблизительную стоимость металлолома изначально вычли из цены контракта.

Первый осенний месяц был полон и приятных сюрпризов. В 20-х числах сентября стало известно, что "стая" лебедей (знаменитых арт-объектов с моста) и ее предводитель Андрюша нашли свой дом.

Четыре лебедя нашли пристанище в "Лесной сказке", шесть рукотворных птиц "угнездились" в художественной школе "Традиция" во Власихе. А вот Андрюшу решила забрать дочь автора – легендарного алтайского тренера-самбиста и создателя школы "Спарта" Валерия Метелицы. Его творение планируют передать в музей.

Месяц четвертый

Август, "ноги" и труба

Важным событием августа стало заключение договоренностей с РЖД по предоставлению технологических "окон". Дело в том, что три пролета большого путепровода находились над четырьмя железнодорожными путями. И просто так их демонтировать было нельзя, ведь по путям курсируют поезда.

"Окна" предполагают небольшой тайм-аут, во время которого пути пусты и можно проводить сложные строительные работы. На них РЖД отвели пока не более трех-четырех часов в сутки. Первые работы в рамках "окон" прошли в ночь на 7 августа. На разбор всего моста планировалось потратить 25 таких пауз.

Подрядчик рассказал, как изменится мост на Новом рынке в Барнауле зимой

За первые пять месяцев реконструкции моста подрядчик почти полностью разобрал старые конструкции и взялся за сборку новых элементов

А еще именно в августе началась прокладка труб отопления на опорные конструкции, построенные вдоль старых путепроводов. Напомним, что работы стартовали в первой половине августа и завершились 15 сентября. 13 августа подрядчик смонтировал 45-тонную трубу. Речь идет о части магистрали диаметром 1020 мм и длиной 48 м.

Пока работали монтажники "СТЭКа", мостостроители ДСУ-4 не сидели сложа руки. Они сносили железобетонные стойки трехпролетного путепровода.

К этому моменту демонтаж пролетных строений самой внушительной части моста на Новом рынке был завершен, но не до конца. Строители оставили две опоры. Для сноса этих строений подрядчику пришлось бы задействовать технологическое "окно", что не совсем целесообразно.

Как рассказал "Толку" замдиректора по капитальному строительству Денис Попрядухин, разбор можно будет совместить с монтажными работами. Пока же опоры не мешают. Они лишь напоминают, что когда-то здесь стояли и другие конструкции железобетонного "долгожителя".

Таким образом, объем работы по демонтажу балок на путепроводе в "технологические окна" к концу августа был выполнен на 90%. Теплосети смонтировали на 65%.

Универсальный билет
В августовской хронологии сохранилось важное, но напрямую не относящееся к самому строительству событие. В конце лета начали продавать единые проездные билеты для школьников. Их ввели в связи с закрытием моста на проспекте Ленина на реконструкцию.
А вот действовать тарифы "Школьный", "Для школьников из малообеспеченных семей" и "Студенческий" начали с 1 сентября. Их ввели для использования на городских и пригородных автобусных маршрутах, работающих по регулируемым тарифам.

Месяц третий

Жаркий июльский "мостострой"

Середина лета предвещала мостостроителям спокойную работу, согласно заранее продуманному графику реконструкции. Тогда над железной дорогой все еще нависало больше половины путепровода, внушительную часть уже разрушила строительная техника.

Демонтаж моста у Нового рынка и строительство разворотного кольца
Демонтаж моста у Нового рынка и строительство разворотного кольца
Фото: Андрей Чурилов

В июле строители перенесли все сети связи, постепенно демонтировали пролетные строения, расположенные вне железнодорожных путей.

Но рабочие не только ломали, но и строили. Так, в июле завершилось устройство буронабивных свай под опоры теплосетей. Тогда основания для новой магистрали только начали строить, о трубах речь вообще еще не шла. Бурение скважин началось 1 июля.

Что еще сделали за месяц

  • Трехпролетный путепровод полностью демонтировали, разбор восьмипролетного выполнен примерно на 50% .
  • Мостостроители заявили о готовности 20 пространственных каркасов для буронабивных свай, которые планировалось использовать для первой опоры восьмипролетного путепровода.
  • Началась и успешно завершилась установка четырех опор тепловой сети. Под ними были обустроены 18 буронабивных свай, а над ними установлен железобетонный монолитный ростверк.

Стальной "конструктор"

В этом же месяце завод "Стальмост" приступил к изготовлению металлоконструкций для пролетных строений трехпролетного (на месте восьмипролетного) путепровода.

Директор ДСУ-4 Николай Данилин тогда пояснил, что новые пролетные строения путепровода будут состоять из металлоконструкций, поверх которых строители уложат железобетонные плиты. Благодаря новой конструкции и материалам, число пролетов нового моста сократится с восьми до трех. А вместо трех пролетов соседнего путепровода будет только один.

Месяц второй

Железобетонное "нутро"

А началось лето на стройке года с завершения первого этапа реконструкции моста на Новом рынке. Рабочие полностью огородили объект, убрали трамвайные рельсы, транспортные электросети и приступили к демонтажу прочих сетей связи.

Мост на Новом рынке. Монтаж теплосети.
Мост на Новом рынке. Монтаж теплосети.
Фото: @most_barnaul

Впоследствии манипуляции затянулись из-за провайдеров, чьи "шнуры" были протянуты через старый мост. Работы с каждым из них – без содействия собственников сетей было не обойтись – приходилось синхронизировать, а на это требовалось немало времени. Однако подрядчик и здесь справился с поставленной задачей, не сорвав график ни не один день.

Кстати, как раз в мае мостостроители из ДСУ-4 начали работать над заключением контракта с тюменским заводом "Стальмост".

Тогда мост еще был на месте, но уже показалось нутро железобетонных конструкций. В течение месяца рабочие полностью демонтировали теплосеть и 80% двух пролетов восьмипролетного путепровода. Параллельно разбирали маленький мост, велась подготовка к разбору опор вне зоны железнодорожных путей. Технологические "окна" еще ни разу не применялись.

Пешеходный обход и 66 свай

В июне мостостроители ДСУ-4 изготовили каркасы для 18 буронабивных свай для опор под теплоснабжение. Еще 66 свай запланировали подготовить для основания металлического трехпролетного путепровода.

Сноска: что удалось сделать с путепроводом на Новом рынке за полгода

Вот уже полгода в Барнауле возводят стратегически важный для города объект – путепровод, объединяющий две части краевой столицы. Что за это время удалось сделать?

Но все это происходило за металлическим забором стройплощадки, куда заглядывало все меньше любопытных прохожих.

Более очевидные изменения творились рядом. Например, в начале месяца запустили второе трамвайное кольцо на "Доме быта". За две недели до этого (еще в мае) построили первое – у ТЦ "Пионер".

Два кольца объединила пешеходная связь. Ее построили и запустили еще в мае, незадолго до закрытия путепровода на проспекте Ленина на реконструкцию.

После запуска второго разворотного кольца было восстановлено трамвайное сообщение. Пассажиры получили возможность, доехав до "Дома быта", перейти на другую строну (пусть составляет около 600 метров) и пересесть у ТЦ "Пионер" на другой маршрут (с "пересадочным" тарифом), двигающийся в центр города.

Для обеспечения бесперебойного движения трамваев власти города и "Горэлектротранс" провели большую подготовительную работу. Она не ограничивалась строительством колец. Появились удобные тарифы для оплаты проезда, на улицах Челюскинцев и Советской Армии обустроены выделенные полосы для общественного транспорта, из бюджета выделили финансирование на ремонт и реконструкцию подвижного состава и коммуникаций.

Месяц первый

Майский "галоп"

Концентрация событий, связанных с реконструкцией моста у Нового рынка, буквально зашкаливала. В мае в два захода был перекрыт проезд по аварийному путепроводу, построили первое разворотное кольцо для трамваев, заработали выделенные полосы, а также альтернативные пути для обхода и объезда объекта.

Как и из чего будут собирать путепровод на Новом рынке. Инфографика

В районе Нового рынка в Барнауле готовят опоры для строительства путепровода. Скоро в краевую столицу придут "детали" для металлического моста и начнется монтаж пролетов

О том, как горожане будут преодолевать преграду почти в центре Барнаула, власти города вместе с экспертами позаботились заранее. Варианты сначала обсудили с населением и специалистами, выбрав наиболее оптимальный вариант – основной поток машин и автобусов перенаправили на проспект Калинина через улицы Северо-Западную, Аносова и т.д.

Историческим событиям предшествовали экспертиза аварийного моста, разработка строительного проекта, торги и выбор подрядчика. Тендер выиграло известное на Алтае предприятие – Барнаульское ДСУ-4. Сумма контракта составила 1,691 млрд рублей.

Необычное майское утро

Глобальные перемены начались 10 мая. В этот день перекрыли нечетную часть проспекта Ленина, проходившую по старому путепроводу. Меньше чем через две недели – 21 мая – путепровод полностью закрыли для движения. В одиннадцатом часу утра по асфальту сооружения проехала последняя легковушка.

Начало демонтажа моста на Новом рынке. Май 2022 года
Начало демонтажа моста на Новом рынке. Май 2022 года
Фото: Олег Укладов

Мост заблокировали. Здесь установили бетонный блоки и знак "Кирпич". Чуть позже вокруг будущей стройплощадки начал вырастать высокий металлический забор. Через сетку установленных ворот можно было украдкой взглянуть на еще целый мост.

Сбоку от него, со стороны улицы Новоугольной, строители поставили строительный "городок". Стартовали работы по реконструкции.

Лебедина песня

Кстати, в этом же месяце горожане начали бить тревогу – с моста пропала лебединая стая во главе со знаменитым Андрюшей. Их демонтировали.

Как известно, история оказалась со счастливым концом: 11 из 17 лебедей нашли новый дом. Остальные оказались в плачевном состоянии – не удивительно, ведь небольшая часть стаи была сделана из пластиковых бутылок и старых покрышек.

Всему свое место. Во что превратился и куда делся мост у ТЦ Пионер в Барнауле

Почти два месяца понадобилось подрядчику для того, чтобы демонтировать старый мост через железнодорожные пути на Новом рынке. "Толк" собрал об этом событии самые интересные цифры и факты

А еще в мае прошло первое в истории СМГ заседание дискуссионного клуба "Точка зрения". Его всецело посвятили реконструкции путепровода на проспекте Ленина. Тогда директор ДСУ-4 Николай Данилин впервые дал оценку советским конструкциям. Он отметил, что опасается, как бы строение не начало складываться, пока его сносят.

Обошлось: мостостроители сработали ювелирно – конструкции были демонтированы в штатном режиме, без внеплановых обрушений.

Спустя четыре месяца заместитель Данилина Денис Попрядухин рассказал "Толку" о том, с чем еще подрядчик столкнулся в ходе сноса. Эксперт отметил, что несущая способность строения была на пределе: бетон буквально рассыпался в руках. В плачевном состоянии оказались балки пролетных строений, вертикальных конструкций, горизонтальных ригелей и т.д. Благодаря этому демонтаж в целом прошел быстрее, чем было запланировано.

Все идет по плану

Кроме того, в конце весны строители занимались обустройством пешеходного обхода. Рабочие заасфальтировали весь путь, поставили скамейки, 19 мая соорудили лестничный сход тротуара. Со временем на протяжении всего обхода появилось еще и освещение.

Начало демонтажа моста на Новом рынке. Май 2022 года
Начало демонтажа моста на Новом рынке. Май 2022 года
Фото: Олег Укладов

После закрытия моста строители в первую очередь начали разбирать трамвайные пути. Рельсы впоследствии пошли на обустройство второго трамвайного кольца.

Параллельно с разбором начали строить первое разворотное кольцо у ТЦ "Пионер". Для этого потребовалось 19 тонн рельсов и 200 тонн щебня.

К слову, уже в мае мостостроители начали готовиться к возведению опор для тепловой магистрали, от которой во многом зависел запуск отопительного сезона в этом году. Время показало, что все идет по плану. А это значит, что и строительство в целом большого дорожного объекта должно завершиться в срок.

Напомним, реконструкция путепроводов проходит за счет инфраструктурного бюджетного кредита, предоставленного Алтайскому краю на 2022-2023 годы.

Арт-переселенцы года. Как живется легендарным лебедям с моста на Новом рынке

Четверка лебедей с демонтированного путепровода у Нового рынка "приземлилась" в Барнаульском зоопарке. Корреспонденты "Толка" решили узнать, как они обосновались на новом месте