Как коневоз гуманитарку вез. Водитель из Барнаула – о почти военных приключениях
Двое барнаульцев побывали в зоне СВО с гуманитарной миссией весной этого года. Сменяя друг друга за рулем спецгрузовика MAN для перевозки лошадей, они проехали более 9 тысяч километров, чтобы доставить российским бойцам технику, снаряжение и медикаменты. Их путь лежал в Луганск. Где заканчиваются дороги и начинается "жесткая жесть", "Толку" рассказал один из водителей коневоза.
Из водителей в волонтерыМихаил Савин много лет работает на Барнаульском ипподроме – занимается со спортивными лошадьми и возит их на спецгрузовике на соревнования по всей стране и не только. За плечами 13 лет за "баранкой", колоссальный опыт и тысячи километров дорог по России, Кыргызстану, Казахстану. После начала СВО он втянулся еще и в волонтерскую работу.
– Наверное, все началось со знакомого по конному делу. Он с первых же дней специальной военной операции все бросил и уехал добровольцем на фронт. После этого я стал помогать бойцам: где-то деньгами (скидывались сами и собирали пожертвования), где-то – чисто физически: привести-увезти гуманитарную помощь, загрузить-разгрузить коробки.
К тому же у меня много родственников было на Украине. Большая часть, конечно, после майдана уехали жить в Россию, но кое-кто остался. Так что меня СВО коснулась почти напрямую. Уверен: когда люди в беде, им нужно помогать. А там все свои, как их можно было бросить…
Общее дело свело Михаила с волонтерами движения "Раzведка Сибирь". Когда понадобилась помощь в перевозке очередной партии гуманитарного груза в Луганск, не раздумывая согласился. В апреле этого года вместе с товарищем Александром Буслаевым он сел в грузовик и двинулся в дальний путь. Расходы в одну сторону взяли на себя волонтеры. Обратный путь водители оплатили себе сами.
– Перед отправкой мы очень долго грузились. И это было настоящее приключение. . Главный руководитель (учредитель предприятия. – Прим. ред.) Барнаульского ипподрома Александр Демин разрешил нам загрузить коневоз, чтобы увезти все в Луганск. Волонтеры собрали все необходимое для российских бойцов. Среди прочего: большой водный квадроцикл, прицеп и снаряжение.
Так вот: первый никак не лез в кузов грузовика. Подумали, попримерялись и разобрали кормушку для лошадей. Перед въехал, а зад – ни в какую, потому что был чуть шире. В итоге взяли запаску от "Азимута", поставили вместо одного колеса квадроцикла, подложили под него доски, и тогда только тот заехал.
Всего в машину загрузили шесть тонн. "Первый раз я ехал на грузовике, загруженном под завязку. Даже немного тяжко было, если честно", – с улыбкой признался собеседник.
Отметим, к акции по сбору гуманитарной помощи подключились и другие предприниматели – из Барнаула, Бийска и Новосибирска. В числе волонтеров, занимающихся сбором денег для покупки техники и снаряжения для алтайских военнослужащих, был и директор ипподрома Андрей Глазырин. Гуманитарную помощь собирали для алтайских разведчиков. Кроме техники в Луганск отправились шины, тепловизоры, дальномеры медикаменты, снаряжение. Общая сумма, которую удалось собрать на эти цели, составила более 2 млн рублей. "Жесткие" дороги и другие потрясенияЗаметно потяжелевший грузовичок MAN ехал в Луганск около трех суток, отмотав порядка 4,5 тысячи километров в одну сторону.
Чтобы не выматываться в дороге, водители постоянно сменяли друг друга за рулем. Отдохнуть можно было "не отходя от кассы" – в самой кабине. В этой машине она оборудована так называемой люлькой со спальником. А еще в салоне установлена печка – на случай, если будет очень холодно. "В этом грузовичке при желании жить можно", – весело замечает Михаил.
– Груз собирали в нескольких местах, поэтому поехали из Бийска в Барнаул, потом через Свердловскую область уже в Луганск. В пути как такового страха не было – только опасения: вдруг попадем под бомбежки. В интернете же тогда чего только ни писали. Но все прошло очень хорошо. Бомбежки только слышали, и то где-то очень далеко.
Михаил вспоминает: дороги в Луганской области – "это жестко". За исключением отдельных восстановленных участков, их попросту нет. А на протяжении 30 километров на подъезде к Луганску (напомним: это был апрель этого года) виднелись следы бомбежек. "Мы поняли, что здесь велись ожесточенные бои", – заметил собеседник.
Но больше всего водителя грузовика поразило не это. Михаил признался: когда он въехал в город, то время для него как будто пошло вспять.
– Я будто попал в свое советское детство. Здесь все осталось так же, как во времена СССР: архитектура домов, улицы. Меня это тогда так поразило. Получается, что за все 30 с лишним лет при украинской власти здесь ничего не развивалось. Из чего-то нового здесь – только три-четыре торговых центра по типу барнаульских, и все…
Уже потом, приглядевшись, я увидел новые здания. Оказалось, что после того, как в городе укрепились наши, постепенно начала налаживаться инфраструктура, понемногу стали отстраиваться здания.
Лучше один раз увидетьВстретили барнаульцев буднично, но очень тепло. Как признался собеседник, было видно, что их приезду очень рады.
– Встретили хорошо. Потом посидели с ребятами в кафе, пообедали, поговорили. Луганцы, с которыми мы пообщались, удивлялись, что мы ехали к ним в такую даль, аж из Алтайского края, да еще и на грузовичке-коневозе. Обычно в городе собираются большие фуры и откуда поближе. С ребятами-военными обменялись контактами. Сейчас иногда созваниваемся, мы им помогаем чем можем – тут вопросов нет.
В Луганске мы пробыли световой день: разгрузились в нескольких точках, пообщались, даже немного погуляли по городу. Люди нам встретились доброжелательные, улыбчивые.
Вся поездка для Михаила Савина прошла под знаком того, чтобы увидеть все своими глазами и убедиться, что правда действительно за Россией.
– И я очень рад, что съездил. Это, конечно, была жесткая жесть, особенно когда закончились дороги, но оно стоило того. Мы помогли нашим ребятам, пообщались с людьми. Да, видели далеко не все, но это лучше, чем полное неведение.
– Кстати, до сих пор слышу критику в адрес тех, кто так или иначе поддерживает СВО. И всегда им говорю: перед тем как делать выводы, лучше сначала самому побывать на месте, увидеть все своими глазами и пообщаться с теми, кто оказался в центре событий. Лучше один раз самому увидеть, чем сто раз услышать то, что рассказывают или показывают в новостях и соцсетях.
Как только появится возможность, обязательно поедем еще раз, – добавляет Михаил.