Системный подход. Как меняется сфера общественного транспорта в Барнауле
Быстрота передвижения после введения выделенок, льготные тарифы для студентов и школьников, повышение культуры обслуживания, а теперь еще и новые автобусы на двух маршрутах. У общественного транспорта появляется все больше преимуществ. Перемены к лучшему замечают не только горожане, но и сами перевозчики. Об этом, а также о будущих преобразованиях и, конечно, о новых "китайцах" корреспонденты "Толка" поговорили с директором компании "Евробус-Плюс" Романом Араповым.
О переменах и залоге стабильности– Роман Евгеньевич, в последнее время общественному транспорту уделяется особое внимание. Скажите, какие перемены произошли за последний год и как это отразилось на сфере в целом?
– Пока о глобальных переменах говорить рано. Важно, что на вопросы развития общественного транспорта обратили пристальное внимание на разных уровнях власти: как города, так и края. На сегодняшний день уже принят ряд мер для улучшения ситуации в сфере. Наряду с ними запланированы дальнейшие преобразования.
В частности, в администрации Барнаула работают над нормативно-правовым актом, благодаря которому будут увеличены сроки контрактов с перевозчиками до семи лет. И это точно положительно скажется на отрасли. Например, благодаря длительным контрактам с нами будут более охотно и лояльно работать банки и другие кредитные организации.
– В прошлом году был увеличен тариф с 28 до 30 рублей за рядовую поездку. Это уже дало какой-то положительный эффект?
– Могу сказать только о нашем предприятии. Что мы сделали на эти деньги? В первую очередь увеличили заработную плату сотрудникам, закупили запчасти. Кроме того, увеличившаяся прибыль пошла на индексацию топлива.
Опережая вопрос о дефиците кадров, сразу поясню: к сожалению, эту проблему пока глобально решить не удалось. Люди, в особенности представители молодежи, по-прежнему не очень рвутся в сферу пассажироперевозок. Тем не менее мы работаем над этим и надеемся, что власти также продолжат поиск решения непростого для отрасли вопроса.
Пока мы спасаемся за счет костяка коллектива. Он стабильно работает, но не вечен: люди, в силу возраста, уходят на пенсию. Так что для перевозчиков кадры остаются главной проблемой, которую мы не в силах решить оперативно.
– Важным преобразованием городского масштаба в сфере пассажироперевозок стали выделенные полосы для общественного транспорта. Они уже оправдали себя, и есть мнение, что их стоит оставить и после открытия моста. Как вы смотрите на такую перспективу?
– Однозначно выделенные полосы нужно оставлять. Благодаря им привлекательность общественного транспорта будет в разы больше и автобусы смогут спокойно конкурировать с личным транспортом. Поэтому я не перестаю поднимать этот вопрос на разных совещаниях.
О культуре и пассажирах– В Барнауле постоянно строят и ремонтируют дороги. Влияет ли это на качество пассажироперевозок?
– Благодаря национальному проекту "Безопасные и качественные дороги" за последние семь-восемь лет в этой части ситуация кардинально изменилась. Качество дорог значительно улучшилось. И это замечают наши водители. Например, реконструировали дорожное покрытие на улице Попова от Власихинской до Трактовой. Дорога стала ровной, удобной и шестиполосной.
Кроме нее, привели в порядок еще десятки значимых улиц города. И это очень хорошо. Понятно, что теперь по таким дорогам приятно и комфортно ездить, но положительный эффект проявился и в чисто технических вопросах: стали реже ломаться ходовая часть и подвеска наших автобусов. И это большой плюс как для нас, так и для пассажиров.
– К слову, о пассажирах. Скажите, их стало больше? Как изменился трафик за последний год?
– Конечно, мы видим его увеличение. Но я связываю это, скорее, с ремонтом путепровода на проспекте Ленина. После его закрытия изменилась транспортная схема большинства маршрутов общественного транспорта. Троллейбусы перестали ездить в центр города, трамвайное сообщение организовано с пересадкой в районе моста. Многие пассажиры, которым все это не очень удобно, начали пользоваться автобусами. Поэтому, думаю, рост трафика – явление временное. И говорить об этом более конкретно удастся не раньше, чем откроют мост. Не исключено, что пассажиропоток упадет.
Но есть один фактор, который, вероятно, останется. Мы заметили рост числа пассажиров после введения льготных проездных для школьников и студентов. Напомню: ранее они могли пользоваться такими билетами только в городском электротранспорте.
– Некоторые горожане отмечают, что по сравнению даже с прошлым годом культура пассажироперевозок стала повышаться. У людей все меньше претензий к экипажам в части чистоты в салоне, соблюдения ПДД и вежливого отношения. Что изменилось?
– Мы постоянно ведем работу в данном направлении как с водителями, так и с кондукторами. Наряду с этим реагируем на любые жалобы и обращения горожан и всегда принимаем меры, в том числе дисциплинарного характера. Отмечу, что эта работа никогда не прекращалась. А перемены, возможно, связаны с тем, что сейчас на линиях работают профессионалы, которые по-настоящему любят свою работу.
О новых автобусах и "кастинге" экипажей– Говоря о вашем предприятии, нельзя не остановиться на новых автобусах, которыми пополнился автопарк предприятия. Они уже неделю курсируют по маршруту №35. Как себя показал новый транспорт?
– Первое впечатление очень хорошее. И надеемся, что оно таковым и останется. Это была пробная партия автобусов. Мы еще посмотрим, как они себя покажут, но пока все радует. Третий автобус поедет по маршруту №53 в ближайшее время.
Мы очень тщательно выбирали производителя. С учетом накопленного опыта, в том числе работы на машинах производства других стран. И пришли к выводу, что Yutong предлагает лучшее сочетание цены и качества. Вдобавок я точно знаю, что у нас не будет проблем ни с техобслуживанием (автобусы на гарантии и будут проходить техническое обслуживание не только на предприятии, но и в Новосибирске), ни с поиском комплектующих для последующего ремонта.
– Как проходил "кастинг" экипажей для новых "китайцев"?
– Мы выбирали самых опытных профессионалов, отработавших на предприятии много лет и показавших себя с лучшей стороны. Одним из важных критериев была безаварийная езда. Но, помимо этого, мы смотрели на дисциплину труда, личные качества, стрессоустойчивость и т.д.
О красоте и будущем– Многие урбанисты полагают, что новые и красивые единицы общественного транспорта способны сделать любой город привлекательнее, в том числе для туристов. Согласны ли вы с этим?
– Думаю, эти специалисты абсолютно правы даже в случае, когда человек не пользуется общественным транспортом. Смотреть, как красивые автобусы едут по ровным и чистым дорогам Барнаула мимо домов с ухоженными фасадами, гораздо приятнее и может вселить оптимизм в любого человека, в том числе туриста.
– И, наконец, назовите самые важные на ваш взгляд преобразования, которые сделают общественный транспорт Барнаула настолько удобным, что в него пересядут если не все, то почти все горожане?
– По большому счету, в этом списке – все то, о чем мы говорили ранее: качественные новые автобусы, вежливые и культурные экипажи, ровные и качественные дороги, выделенные полосы для общественного транспорта. Но это должна быть система, а не какой-то один элемент. Плюсом ко всему идет грамотный подход к доходу предприятий. Перевозчиков нельзя оставлять один на один с финансовыми проблемами, их нужно поддерживать, и вот тогда будет очень хороший результат.
На сегодняшний день компания "Евробус-Плюс" обслуживает два маршрута – №35 и №53. В автопарке предприятия около 60 автобусов, средний возраст которых составляет не более 30 лет. Преимущественно это машины большого класса таких марок, как Scania и Mercedes. В начале июля автопарк пополнился тремя новыми китайскими автобусами 2023 года выпуска и без пробега.