Системный подход. Как меняется сфера общественного транспорта в Барнауле

Первый рейс новых автобусов №35 в Барнауле
Первый рейс новых автобусов №35 в Барнауле Фото: Виталий Барабаш

Общественный транспорт Барнаула может составить серьезную конкуренцию личным авто. Но без дальнейших преобразований сделать это будет непросто

Быстрота передвижения после введения выделенок, льготные тарифы для студентов и школьников, повышение культуры обслуживания, а теперь еще и новые автобусы на двух маршрутах. У общественного транспорта появляется все больше преимуществ. Перемены к лучшему замечают не только горожане, но и сами перевозчики. Об этом, а также о будущих преобразованиях и, конечно, о новых "китайцах" корреспонденты "Толка" поговорили с директором компании "Евробус-Плюс" Романом Араповым.

О переменах и залоге стабильности

Для Алтайского края закупят 65 автобусов за 800 млн рублей

Новые автобусы распределят по семи городам региона. Губернатор края отметил, что развозить пассажиров они могут начать уже в следующем году

– Роман Евгеньевич, в последнее время общественному транспорту уделяется особое внимание. Скажите, какие перемены произошли за последний год и как это отразилось на сфере в целом?

– Пока о глобальных переменах говорить рано. Важно, что на вопросы развития общественного транспорта обратили пристальное внимание на разных уровнях власти: как города, так и края. На сегодняшний день уже принят ряд мер для улучшения ситуации в сфере. Наряду с ними запланированы дальнейшие преобразования.

В частности, в администрации Барнаула работают над нормативно-правовым актом, благодаря которому будут увеличены сроки контрактов с перевозчиками до семи лет. И это точно положительно скажется на отрасли. Например, благодаря длительным контрактам с нами будут более охотно и лояльно работать банки и другие кредитные организации.

Первый рейс новых автобусов №35 в Барнауле
Первый рейс новых автобусов №35 в Барнауле
Фото: Виталий Барабаш

– В прошлом году был увеличен тариф с 28 до 30 рублей за рядовую поездку. Это уже дало какой-то положительный эффект?

– Могу сказать только о нашем предприятии. Что мы сделали на эти деньги? В первую очередь увеличили заработную плату сотрудникам, закупили запчасти. Кроме того, увеличившаяся прибыль пошла на индексацию топлива.

Опережая вопрос о дефиците кадров, сразу поясню: к сожалению, эту проблему пока глобально решить не удалось. Люди, в особенности представители молодежи, по-прежнему не очень рвутся в сферу пассажироперевозок. Тем не менее мы работаем над этим и надеемся, что власти также продолжат поиск решения непростого для отрасли вопроса.

Пока мы спасаемся за счет костяка коллектива. Он стабильно работает, но не вечен: люди, в силу возраста, уходят на пенсию. Так что для перевозчиков кадры остаются главной проблемой, которую мы не в силах решить оперативно.

Пассажиры довольны. Как показали себя новые большие автобусы на дорогах Барнаула

Корреспонденты "Толка" проехались на новом большом автобусе марки Yutong, который вышел в свой первый рейс по дорогам Барнаула

– Важным преобразованием городского масштаба в сфере пассажироперевозок стали выделенные полосы для общественного транспорта. Они уже оправдали себя, и есть мнение, что их стоит оставить и после открытия моста. Как вы смотрите на такую перспективу?

– Однозначно выделенные полосы нужно оставлять. Благодаря им привлекательность общественного транспорта будет в разы больше и автобусы смогут спокойно конкурировать с личным транспортом. Поэтому я не перестаю поднимать этот вопрос на разных совещаниях.

О культуре и пассажирах

– В Барнауле постоянно строят и ремонтируют дороги. Влияет ли это на качество пассажироперевозок?

– Благодаря национальному проекту "Безопасные и качественные дороги" за последние семь-восемь лет в этой части ситуация кардинально изменилась. Качество дорог значительно улучшилось. И это замечают наши водители. Например, реконструировали дорожное покрытие на улице Попова от Власихинской до Трактовой. Дорога стала ровной, удобной и шестиполосной.

Кроме нее, привели в порядок еще десятки значимых улиц города. И это очень хорошо. Понятно, что теперь по таким дорогам приятно и комфортно ездить, но положительный эффект проявился и в чисто технических вопросах: стали реже ломаться ходовая часть и подвеска наших автобусов. И это большой плюс как для нас, так и для пассажиров.

Первый рейс новых автобусов №35 в Барнауле
Первый рейс новых автобусов №35 в Барнауле
Фото: Виталий Барабаш

– К слову, о пассажирах. Скажите, их стало больше? Как изменился трафик за последний год?

– Конечно, мы видим его увеличение. Но я связываю это, скорее, с ремонтом путепровода на проспекте Ленина. После его закрытия изменилась транспортная схема большинства маршрутов общественного транспорта. Троллейбусы перестали ездить в центр города, трамвайное сообщение организовано с пересадкой в районе моста. Многие пассажиры, которым все это не очень удобно, начали пользоваться автобусами. Поэтому, думаю, рост трафика – явление временное. И говорить об этом более конкретно удастся не раньше, чем откроют мост. Не исключено, что пассажиропоток упадет.

В Барнауле на маршрут вышли новые большие автобусы. Как они выглядят

Новые автобусы – 2023 года выпуска и не имеют пробега. В них есть система автоматического пожаротушения, видеонаблюдение, а также сразу семь отопителей

Но есть один фактор, который, вероятно, останется. Мы заметили рост числа пассажиров после введения льготных проездных для школьников и студентов. Напомню: ранее они могли пользоваться такими билетами только в городском электротранспорте.

– Некоторые горожане отмечают, что по сравнению даже с прошлым годом культура пассажироперевозок стала повышаться. У людей все меньше претензий к экипажам в части чистоты в салоне, соблюдения ПДД и вежливого отношения. Что изменилось?

– Мы постоянно ведем работу в данном направлении как с водителями, так и с кондукторами. Наряду с этим реагируем на любые жалобы и обращения горожан и всегда принимаем меры, в том числе дисциплинарного характера. Отмечу, что эта работа никогда не прекращалась. А перемены, возможно, связаны с тем, что сейчас на линиях работают профессионалы, которые по-настоящему любят свою работу.

О новых автобусах и "кастинге" экипажей

– Говоря о вашем предприятии, нельзя не остановиться на новых автобусах, которыми пополнился автопарк предприятия. Они уже неделю курсируют по маршруту №35. Как себя показал новый транспорт?

– Первое впечатление очень хорошее. И надеемся, что оно таковым и останется. Это была пробная партия автобусов. Мы еще посмотрим, как они себя покажут, но пока все радует. Третий автобус поедет по маршруту №53 в ближайшее время.

Плавный ход и комфорт. Чем удивили пассажиров новые большие автобусы Барнаула

Низкопольные автобусы пополнили автопарк одного из барнаульских перевозчиков. Они отличаются мягкой подвеской, вместимостью и комфортным салоном

Мы очень тщательно выбирали производителя. С учетом накопленного опыта, в том числе работы на машинах производства других стран. И пришли к выводу, что Yutong предлагает лучшее сочетание цены и качества. Вдобавок я точно знаю, что у нас не будет проблем ни с техобслуживанием (автобусы на гарантии и будут проходить техническое обслуживание не только на предприятии, но и в Новосибирске), ни с поиском комплектующих для последующего ремонта.

– Как проходил "кастинг" экипажей для новых "китайцев"?

– Мы выбирали самых опытных профессионалов, отработавших на предприятии много лет и показавших себя с лучшей стороны. Одним из важных критериев была безаварийная езда. Но, помимо этого, мы смотрели на дисциплину труда, личные качества, стрессоустойчивость и т.д.

О красоте и будущем

– Многие урбанисты полагают, что новые и красивые единицы общественного транспорта способны сделать любой город привлекательнее, в том числе для туристов. Согласны ли вы с этим?

Первый рейс новых автобусов №35 в Барнауле
Первый рейс новых автобусов №35 в Барнауле
Фото: Виталий Барабаш

– Думаю, эти специалисты абсолютно правы даже в случае, когда человек не пользуется общественным транспортом. Смотреть, как красивые автобусы едут по ровным и чистым дорогам Барнаула мимо домов с ухоженными фасадами, гораздо приятнее и может вселить оптимизм в любого человека, в том числе туриста.

– И, наконец, назовите самые важные на ваш взгляд преобразования, которые сделают общественный транспорт Барнаула настолько удобным, что в него пересядут если не все, то почти все горожане?

– По большому счету, в этом списке – все то, о чем мы говорили ранее: качественные новые автобусы, вежливые и культурные экипажи, ровные и качественные дороги, выделенные полосы для общественного транспорта. Но это должна быть система, а не какой-то один элемент. Плюсом ко всему идет грамотный подход к доходу предприятий. Перевозчиков нельзя оставлять один на один с финансовыми проблемами, их нужно поддерживать, и вот тогда будет очень хороший результат.

На сегодняшний день компания "Евробус-Плюс" обслуживает два маршрута – №35 и №53. В автопарке предприятия около 60 автобусов, средний возраст которых составляет не более 30 лет. Преимущественно это машины большого класса таких марок, как Scania и Mercedes. В начале июля автопарк пополнился тремя новыми китайскими автобусами 2023 года выпуска и без пробега.
Новое движение. В Барнауле апгрейдят транспорт и создают производство трамваев

В краевой столице в настоящее время проводится масштабная работа, направленная на модернизацию системы общественного транспорта

Лента новостей