Откуда вагоны "растут". На белорусском заводе рассказали о барнаульских трамваях
10 красных трамваев будут ездить по улицам краевой столицы. Их изготовили на белорусском предприятии BKM Holding (ранее "Белкоммунмаш"), где, помимо вагонов, собирают современные троллейбусы и электробусы. Пока новый транспорт только готовится к выходу на линию, "Толк" обратился к специалистам завода, чтобы узнать о нем поподробнее.
Как рождались красивые трамваи, почему для них выбрали именно красный цвет и сколько стоит проезд в столице Белоруссии – Минске? Об этом и не только – читайте в нашем материале.
Собственные разработкиПервый трамвай из Белоруссии прибыл в Барнаул в конце мая. Буквально на следующий день опубликовали фотографии, на которых вагон предстал во всей красе. Первое, на что обратили внимание многие горожане, – необычный для города "экстерьер".
В BKM Holding нам рассказали, что внешний вид низкопольных трамваев модели 802Е разработали на самом предприятии. Перед специалистами стояла задача продумать дизайн в общем стиле с трамваями и электробусами серии VITOVT.
"В зависимости от задачи, времени на ее выполнение и сложности холдинг сотрудничает в области дизайна со сторонними организациями, а также выполняет эту работу силами собственных специалистов", – пояснили на предприятии.
Причем разработчики в первую очередь позаботились о комфорте пассажиров. Как отметили на заводе, при работе над новыми моделями специалисты делают упор на увеличение посадочных мест, расширение проходов, исключение или минимизацию числа ступеней и т.д. Дизайн хоть и играет важную роль, но не является первостепенной задачей.
Любопытно, что для покраски барнаульских трамваев на заводе использовали рубиново-красный и глубокий черный оттенки. Цветовую схему выбрал сам заказчик. В нашем случае это власти Алтайского края. В целом же кузова могли покрыть краской любого оттенка.
Многие агрегаты барнаульских трамваев тоже были разработаны и изготовлены на белорусском заводе. Речь идет о силовой и управляющей электронике, кузове и ходовой части.
"Каждое из направлений требует обеспечения значительными объемами комплектации. Работа по межзаводской кооперации позволяет нам более гибко реагировать на проблемы с ее поставкой. Что же касается трамвайного вагона, то новая низкопольная тележка также была разработана и изготавливается силами холдинга", – пояснили в холдинге.
Узнав о том, что в Барнауле готовятся к запуску собственного трамвайного предприятия, в белорусском холдинге высказали готовность к диалогу. "Мы готовы обсуждать эти вопросы и приходить к взаимовыгодным решениям", – подчеркнули на заводе. Чтобы пассажиры не сбегалиНовые трамваи благодаря интересному дизайну наверняка украсят улицы Барнаула. Но улучшит ли это имидж краевой столицы?
Имидж современного города должен определяться в первую очередь удобством проживания, ответили на вопрос "Толка" белорусские собеседники. Общественный транспорт – лишь один из факторов этого удобства. Чтобы выполнять свои функции, он должен быть доступным, быстрым и работать бесперебойно.
"И, безусловно, быть комфортным, чтобы у людей не возникало желание сбежать навсегда из душного и шумного салона. И это наша общая с эксплуатирующими организациями задача", – заметили в предприятии.
Кстати, у Белоруссии и России гораздо больше общего, чем может показаться. Так, в обеих странах трамваи считаются наиболее комфортным средством передвижения по городу, если говорить об общественном транспорте.
"Что касается удобств, то внутри пассажирского салона трамваев уже есть зарядки для телефонов и кондиционер, а также система понижения уровня пола, аппарель для подъема и спуска на коляске. Это то, на что сразу обращаешь внимание", – рассказали белорусские собеседники.
Проезд в минском наземном транспорте (автобусе/электробусе, троллейбусе, трамвае) стоит сущие копейки, только белорусские, – от 85 до 90 копеек. И даже если перевести цены в российские рубли (по текущему курсу), то проезд все равно будет стоить дешевле – от 25,4 до 26,9 рублей. "Электрическое" будущееОтметим, что на заводе изготавливают еще и электробусы. Многие российские эксперты сходятся во мнении, что за ними – будущее наземного транспорта. В холдинге разделят это мнение, но лишь отчасти.
"Будущее – в целом за электрическим транспортом, а не только за электробусами. Во многих городах уже существует инфраструктура, которую стоит поддерживать и развивать, пользуясь современными решениями. Например, системами автономного хода для троллейбусов (а с некоторых пор и трамваев – прим. ред.), которые позволяют развивать маршруты без необходимости капиталовложений в строительство контактной сети", – подчеркнули на предприятии.
Более того, на предприятии отметили, что для городов с большим пассажиропотоком именно трамвай является наиболее выгодным видом транспорта, "что доказывают исследования, проведенные в различных странах".
"Недаром многие города занимаются строительством новых и восстановлением разрушенных в начале прошлого века трамвайных линий и систем. Минск тоже не отказывается от этого вида транспорта, а наоборот, планирует закупить новые трамваи, – заметили на заводе.
Причем трамваи остаются еще и самым экологичным видом городского общественного транспорта. И над совершенствованием их конструкции до сих пор работает масса инженеров.
"Прогресс не стоит на месте, и с каждым годом, как у нас, так и у наших конкурентов, появляются новые решения для обеспечения безопасности окружающей среды, увеличения комфорта пассажиров, снижения затрат на производство и эксплуатацию и т.д.", – заверили на предприятии.
Что же касается электробусов, то их миссия не в конкуренции с трамваями. Возможно в будущем они станут полноценной заменой для автобусов с двигателем внутреннего сгорания, подчеркнули на предприятии.
Факты о белорусских трамваях
Как правило, специалисты холдинга присутствуют при передаче транспорта заказчику, проводят пуско-наладочные работы, обучают водителей и обслуживающий персонал. За последнее время было изготовлено 16 низкопольных трамваев, включая 4 трамвая модели 802Е. Также стоит упомянуть пять машинокомплектов для финального изготовления на совместном предприятии в Ворсме. С начала 2023 года трамваи белорусского завода эксплуатируются в Нижнем Новгороде. Продолжаются их поставки в Самару и Барнаул. Не исключено, что в ближайшие несколько лет Минск и Барнаула объединят похожие трамваи. Подвижной состав горэлектротранспорта столицы Беларуси планируют обновить вагонами одной из низкопольных моделей — 802Е, Т811 или сочлененный Т856(Т8560M).