Решение принято. Как в Барнауле меняли тарифы за проезд в общественном транспорте
Стоимость поездки на всех маршрутах общественного транспорта Барнаула скоро выровняется. Окончательную точку в данном вопросе поставили члены Координационного совета по ценообразованию, утвердив экономически обоснованный тариф перевозчикам, обслуживающим так называемые регулируемые маршруты. Заседание прошло в минувшую среду, 3 апреля. О его итогах рассказали участники болезненного для многих горожан процесса.
Безжалостная экономикаПоследний раз в Барнауле повышали тарифы 1 января 2023 года. Чтобы снизить финансовое бремя для горожан и не допустить большого роста цен за проезд, власти города в течение нескольких лет увеличивали размер финансирования пассажироперевозок, рассказал Валерий Ведяшкин, председатель комитета по дорожному хозяйству и транспорту администрации города. Начиная с 2020 года по 2024-й расходы на общественный транспорт выросли с 194,9 млн рублей до 996,1 млн рублей. Однако в этом году даже такой финансовой подпитки оказалось недостаточно, не раз отмечали эксперты.
За прошедшие полтора года с момента последнего роста тарифов на проезд не только выросла инфляция, но и сложилась не самая благоприятная экономическая ситуация для сферы пассажироперевозок: на 20–25% увеличилась стоимость ГСМ, на 30% подорожали запасные части. Кроме того, выросли в цене расходники, тарифы за электроэнергию, а с 1 июня подорожают еще и услуги ЖКХ, рассказал председатель профильного комитета.
Вдобавок с 1 января текущего года на 18,5% увеличился размер минимальной оплаты труда. И дело даже не в том, что перевозчики обязаны соблюдать в этой части законодательство, и несмотря ни на что, увеличивать зарплаты. Они сами заинтересованы в том, чтобы платить больше своим сотрудникам и снижать кадровый голод. Нехватка водителей и кондукторов приводит к тому, что нередко на линию не могут вывести автобусы, которые, будучи в исправном состоянии, простаивают в отсутствии экипажей.
"Люди просто уходят из профессии из-за недостаточно высоких зарплат. Заработные платы водителей в сфере грузоперевозок в два, а то и в три раза выше, чем у водителей общественного транспорта. И это проблема касается не только данной категории профессионалов, но и других специалистов, таких как слесаря по ремонту автобусов и т.д. На сегодняшний день дефицит кадров в сфере пассажироперевозок по самым грубым оценкам составляет около 35%. И я уверен, что мы сможем переломить ситуацию за счет увеличения зарплат, на которые пойдет часть средств от повышения тарифов", – рассказал генеральный директор компании "Евробус-плюс" Роман Арапов.
Эти и другие негативные факторы вынудили автоперевозчиков и Горэлектротранс, работающих на регулируемых маршрутах, обратиться к властям города с просьбой увеличить стоимость проезда до 35 рублей и 44 рублей соответственно. Для этого они подготовили увесистый пакет документов обоснования. В числе прочего в него заложили расчеты себестоимости провоза каждого пассажира.
Доводы представили на заседании Координационного совета по ценообразованию Барнаула. Оно прошло в минувшую среду, 3 апреля.
Как отметила начальник отдела ценообразования комитета экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города Ирина Кожевникова, для расчета экономической обоснованности предложений была проведена большая работа. Эксперты проверили предоставленные материалы, проанализировали основные показатели финансово-хозяйственной деятельности транспортных компаний. Расчет тарифов провели в соответствии с нормами, установленными на федеральном и региональном уровнях.
Учитывая затраты на перевозку одного пассажира, было предложено установить максимальный тариф за наличный расчет и по бесконтактным банковским картам в размере 35 рублей для всех видов транспорта. О том, во сколько обойдется проезд по действующим в городе тарифам, в том числе льготным, можно прочитать здесь.
"Рост тарифов должен положительно повлиять на комфорт пассажиров, соблюдение графика, чистоту в салонах и культуру обслуживания. Улучшение работы было одним из главных требований к перевозчикам при принятии столь болезненного решения в ходе заседания совета", – заметил Валерий Ведяшкин.
Когда 35 – не приговорПовышение платы за проезд будет дифференцированным. Благодаря широкой линейке тарифов у населения будет возможность сэкономить.
"Говорить, что рост платы за проезд составит именно 5 рублей, – не совсем правильно. Речь идет о расчете наличными и банковскими картами. Если человек постоянно пользуется общественным транспортом, он может воспользоваться общегражданским проездным билетом и платить по 27 рублей за поездку. Кроме того, в городе действует "Электронный кошелек", который можно пополнять по мере необходимости. По нему оплата будет составлять 29 рублей. Поэтому все меньше жителей города пользуются наличными при расчете за проезд", – заметил Ведяшкин.
Эксперт напомнил, что благодаря тарифам для льготных категорий граждан школьники, студенты и пенсионеры могут ездить еще дешевле. Им поездка в общественном транспорте обойдется в пределах от 11 до 18 рублей.
Валерий Ведяшкин добавил, что повышение тарифов вместе с бюджетными вливаниями помогут перевозчикам "остаться на плаву и достойно обслуживать пассажиров". Помимо улучшения культуры и чистоты в салонах, от них будут требовать еще и регулярного обновления подвижного состава. Тем более что покупка новых единиц техники – это важный пункт долгосрочных контрактов сроком на семь лет. Их заключили с перевозчиками 17 городских маршрутов.
Напомним, к 2030 году каждый четвертый городской пассажирский автобус на улицах Барнаула должен быть новым. В 2023 году в рамках долгосрочного сотрудничества перевозчики уже закупили 8 единиц автобусов различного класса, в 2024-м приобретено 4 автобуса. Во втором квартале текущего года запланирована покупка еще 5 автобусов.
О том, когда начнут действовать новые тарифы, станет известно после выхода соответствующего постановления администрации краевой столицы. Заседание Координационного совета по ценообразованию города, в ходе которого установили экономически обоснованные тарифы для пассажироперевозок в Барнауле, было важным, но далеко не единственным шагом в эту сторону.