Дюжина бед бизнеса: что мешает работать алтайским предпринимателям
Алтайский край по итогам 2023 года оказался одним из 30 субъектов, где отношения бизнеса и власти складываются достаточно гармонично. Однако жалобы на действия правоохранителей и надзорных органов все равно были заметной частью обращений к бизнес-омбудсмену. Об этом и о других особенностях жизни бизнеса в регионе уполномоченный по правам предпринимателей Алтайского края Андрей Осипов рассказал на сессии АКЗС 6 июня в ходе своего отчета о проделанной за 2023 год работе.
Так, всего в 2023 году к Осипову поступило 240 обращений от предпринимателей. Из них жалобами были 132. Большая часть обращений относилась к вопросам земельно-имущественных отношений, проблемам, связанным с взаимоотношениями с правоохранительными органами, и финансово-кредитной сфере.
Всего, по данным бизнес-омбудсмена, полностью или частично восстановить права предпринимателей удалось в 38,9% случаев. Экономический эффект, то есть средства, полученные бизнесом или не взысканные с него в результате работы уполномоченного, оцениваются в 19,5 млн рублей.
"Проблемы, обозначенные предпринимателями, касались вопросов нарушения прав органом местного самоуправления при демонтаже и утилизации рекламных конструкций, без передачи их предпринимателю как собственнику; экспортеров зерна при оказании им государственной услуги по выдаче фитосанитарных и карантинных сертификатов; наложения ареста на расчетный счет в банке, с которым имеется соглашение об открытии кредитной линии", – сказано в докладе.
Что же касается системных проблем бизнеса на Алтае, то выделить можно целый список основных бед в порядке уменьшения их остроты:
Дефицит квалифицированных кадров, к которому добавилась и нехватка рабочих рук; Устаревшие критерии отнесения к малому и среднему предпринимательству; Завышенная кадастровая стоимость земли; Высокая нагрузка за счет неналоговых платежей; Проблемы с переходом на Единый налоговый счет; Проблемы с взаимодействием с правообладателями интеллектуальной собственности; Высокая нагрузка из-за тарифов естественных монополий; Нарушение "федеральной электросетевой организацией" сроков технического присоединения объектов бизнеса; Несоразмерные с доходами затраты бизнеса в сельской местности на внедрение информационных систем; Недобросовестная конкуренция со стороны теневого бизнеса; Недостаточный уровень знаний самих предпринимателей; Отсутствие дифференциации между малым и крупным бизнесом при одинаковых требованиях закона.Впрочем, для того, чтобы хотя бы смягчить ряд проблем, у аппарата омбудсмена заготовлен ряд решений, преимущественно законодательных. Например, совершенствование краевого закона о налоге на имущество и разработка программы поддержки бизнесменов-ветеранов СВО.