Толк новости
Общество |

Утром деньги, вечером свет. Как барнаульские УК и ТСЖ уживаются и бьются с должниками

Реальность такова: несмотря на то, что управляющие организации нередко выглядят "злодеями", их клиенты-жильцы зачастую тоже далеко не без греха
Читать в полной версии ➔

Различные организации, занятые в сфере управления жильем, будь то полностью коммерческие управляющие компании или же "самоорганизованные" ТСЖ и ТСН, как правило, попадают в СМИ в негативном контексте: мол, с работой не справляются, а деньги собирают. Однако игнорировать вызовы, с которыми сталкиваются сами организации этой сферы, просто несправедливо. Одним из самых больших из них остается вопрос задолженности за коммунальные услуги и их собираемости – решается он чаще всего в суде, а сам процесс решения нередко очень драматичен.

Без чувства собственности

Как отмечает "коммунальный" юрист Дмитрий Кондратов, в Барнауле очень немногие многоквартирные дома практикуют прямые договоры жильцов с поставщиками ресурсов. Как результат, сбор платежей почти всегда ложится на управляющие компании. При этом закон запрещает им вводить хоть какую-то наценку на коммунальные тарифы, и единственной "мобильной" частью средств компании зачастую остаются деньги, собираемые на текущее содержание дома.

"Люди перестают платить, задолженность копится. И никакая коммерческая организация, включая поставщиков ресурсов, с этим мириться не будет", – отметил Кондратов.

Как результат, "долговой" процесс переходит в суды с УК и ТСЖ в роли ответчиков. И возможность закрыть долги у них остается лишь за счет упомянутых средств на содержание дома. Рассчитываться за текущие работы и платить зарплату работникам в этом случае остается возможным лишь по остаточному принципу. Что, разумеется, нельзя назвать хорошим развитием событий.

"Когда в действие вводился Жилищный кодекс, у законодателя было желание сделать так, чтобы у людей возникло чувство собственности и понимание, что это чувство собственности не заканчивается за порогом квартиры", – подчеркнул эксперт.

Однако, по мнению юриста, этого не произошло. Люди, по словам специалиста, все еще нередко размышляют следующим образом: "УК пусть делает что хочет, а я не платил и не буду".

Судейский молоток и электрический рубильник

А потому в ход идут различные инструменты принуждения. Если устные и письменные увещевания не дают результатов, то уже жилищные управляющие обращаются в суд за выдачей судебного приказа. Здесь, впрочем, все тоже не так просто. По словам Кондратова, всю массу должников можно разделить на несколько категорий по степени упорства.

Кто-то сдается уже после первых, еще досудебных претензий или увещеваний в домовом чате. Однако небольшая доля будет упираться до конца, вплоть до переписывания имущества на родственников и жизни в бегах: такое происходит, если все суды проиграны. Однако, как отмечает юрист, "жизнь длинная" и на таких должников тоже частенько находится управа.

"Бывает, что у должника умирает ближайший родственник и ему нужно получить наследство. Был случай, когда человек выиграл в лотерею, оформил выплату. Не успел пикнуть – и выигрыш списали в счет долгов", – поделился опытом юрист.

Еще один инструмент – это отключение и ограничение некоторых коммунальных услуг. Отключать, например, отопление нельзя. А вот свет, например, выключить должнику вполне возможно. Впрочем, не без проволочек: должника перед отключением нужно неоднократно уведомить о грядущей каре, однако человека, который к этому моменту нередко игнорирует даже судебную корреспонденцию, уведомить непросто.

Кроме того, должник после такого нередко тоже начинает жаловаться в различные органы, что создает управляющим головную боль. Бывают и курьезы.

"У одного человека стояло два холодильника, ему отключили свет, и он начал очень активно возмущаться, так как в холодильнике была добытая им на охоте дичь. Если оценить стоимость ружья и самой поездки на охоту, то, не поехав в один сезон, должник мог бы все уплатить. Ну, вот так приоритеты расставлены", – рассказал Кондратов.

Топ и антитоп

В барнаульском водоканале также отмечают: проблема задолженности за ресурсы со стороны УК, конечно же, существует и в целом для организации привычна. Однако нужно отметить, что процент собираемости в Барнауле серьезно варьируется в зависимости от конкретной УК. Есть лидеры и антилидеры.

Среди первых – компании "ЖКИ", "Наш Барнаул", "Венета", "Коммунальная инициатива" и "Простор". Эдакая пятерка лучших. Среди тех, кто, по данным водоканала, собирает платежи хуже всех, "ЖЭУ-6 Октябрьского" с долгами, превышающими 11 млн рублей, "Мегаполис", "Строитель" и "Мастер". Что любопытно, ни среди худших, ни среди лучших нет ТСЖ и ТСН.

Также в организации отмечают: в скором времени в России могут увеличить размер госпошлины при взыскании задолженности через суд с 200 до 5 000 рублей. Что, как считают в компании, сделает жизнь должников тяжелее: по всей видимости, судебная практика такова, что дела должники, как правило, проигрывают.

Все решаемо

А для самих управляющих компаний, похоже, ситуация с долгами и вовсе обыденная, однако опыт у всех различный. "На контакт" же с корреспондентом "Толка" пошли в основном представители ТСЖ и ТСН.

Так, в одной из компаний заявили: должников там в принципе нет и все в целом хорошо. При этом в топе того же водоканала, отметим, данная компания отсутствует. В ТСЖ "Три фонтана" сообщили: ситуация с долгами там "как у всех". Методы борьбы с этим явлением те же самые: преимущественно обращение в суд. Однако в организации признают, что с принципиальными неплательщиками этот инструмент справиться, в общем-то, не в силах. Происходит это, как правило, когда взыскать с такого должника попросту нечего.

Наконец, подробнее всех о том, как происходит борьба со "скупыми" жильцами, рассказали в ТСН "Павловский тракт, 203". Председатель ТСН Наталья Дворникова сообщила: сейчас ситуация в целом вполне удовлетворительная. Сегодня сохраняются лишь проблемы с гражданами, которые не хотят платить за конкретную услугу, а именно за охрану.

В целом же решать проблемы помогал индивидуальный подход.

"Нужно мирно жить с людьми и не нужно сразу "наезжать" на них – мало ли какая у них ситуация", – считает Дворникова.

Иногда, конечно, доходит и до жестких мер. В первую очередь – до отключения света. В таком случае, по словам главы ТСН, люди склонны платить по счетам в тот же день.

Однако если речь идет, например, о семьях с детьми, то такие меры Дворникова не применяет. В некоторых случаях не практикуются и обращения в суд – например, так, по словам Дворниковой, было с женщиной с двумя детьми, задолженность у которой копилась пять лет.

Проблемы, по словам управляющей, возникают также с перебравшимися на ПМЖ людьми из бывших советских республик. Впрочем, метод отключения света, а также ряд других способов имеют силу, и здесь, как заявляет глава ТСН, все, в общем-то, решаемо.

Читать в полной версии ➔