Толк новости
Общество |

"Вымирание" центра, упрямство и мелкие шажки. Как архитектор развивается в Барнауле

В глазах архитектора Алексея Квасова Барнаул в последние годы похорошел. Но и проблемы "городской ткани" от него не ускользают. Почему талантливый автор значимых ЖК остается в родном городе
Читать в полной версии ➔

Успех архитектора зависит не только от него самого, но и от стечения обстоятельств. Если есть силы, терпение и желание, значит, есть немалый шанс реализоваться там, где ты живешь. Такова философия архитектора Алексея Квасова. Он известен в Барнауле и за его пределами масштабными проектами жилых комплексов. Его вдохновляют решения новых комплексов в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве, но жить и работать он продолжает в столице Алтайского края. Вот одна из причин: "Удалось сформировать небольшую боеспособную команду, что само по себе – огромная ценность. Разменять ее на мифический забег на столицу – уж точно не мой вариант".

"Толк" продолжает проект "Барнаул. Я остаюсь". Мы рассказываем о людях, которые состоялись в столице края как профессионалы и могли бы быть успешными в других городах и странах. Но они продолжают жить, работать и развиваться в Барнауле. И это их осознанное решение. Мы поговорим с врачами, учеными, дизайнерами, педагогами, архитекторами и представителями других профессий. "И все "великолепие" выходит наружу"

– Алексей, про Барнаул говорят, что он уютный. Со многими аргументами "за" легко согласиться, однако к ним часто добавляют "но". Что вы скажете после этого "но"?

– Но Барнаул до сих пор во многом деревня в плане насыщенности частным сектором. С одной стороны, в этом есть некая аутентичность и умиротворение. Но с другой, город кажется неравномерным, разорванным и не современным. То есть он мог бы быть в два-три раза компактнее при современной застройке. Но сейчас как будто застрял между деревней и городом, и поэтому в одних частях строятся новые здания, а в других жизнь застыла и постепенно деградирует.

– Что, по-вашему, может быть для города подарком, который улучшит его?

– Одного проекта недостаточно для изменения облика города. Необходима система действий для развития гармоничной городской среды. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются: появляются современные градостроительные и архитектурные решения жилой застройки, реновируются зеленые зоны и парки, наконец-то начал обновляться общественный транспорт.

На мой взгляд, архиважно привести в порядок административный центр! Сейчас на месте баков (пл. Сахарова. – Прим. ред.) – яма за забором, а могло бы быть хорошее административное здание. Например, новый корпус АлтГУ. Сейчас его хотят построить на месте сквера.

Бассейн "Обь" совершенно деградировал, внутри находиться страшно. А ведь это самый крупный спортивный комплекс в Барнауле. С чашей в 50 метров! Такое отношение недостойно столицы края. Комплекс необходимо привести в порядок, тогда бы он смог принимать серьезные соревнования. По соседству проблемный Дворец спорта, который после реконструкции стал похож на склад стройматериалов.

Центр должен жить активно, притягивать людей выразительным архитектурным обликом и набором функций. А у нас в выходные он вымирает, и жизнь города перетекает в "спальники", где как раз активно формируется современная городская среда. Такой дисбаланс необходимо постепенно устранять, стремиться к равномерности развития городской ткани.

– Чем вас "обижает" город? Условно видите корявое здание, "вбитое ногой" в городское пространство, и думаете: "Ну почему все так бестолково"?

– С одной стороны, я как специалист вижу городскую ткань без предрассудков. Понимаю, как и что необходимо строить. С другой стороны, для меня здания, как люди, все разные. Всех их не сделать идеальными. Остается только понять и принять. В конечном счете любое корявое творение несет на себе отпечаток проектировщика и заказчика. Значит, они такие люди, таков их внутренний мир.

Беда лишь в том, что внутренний мир человека может быть скрыт, а вот здание не спрячешь, и все "великолепие" выходит наружу. Но зато наглядно видно, кто есть кто.

В любом случае радует, что Барнаул в последние годы похорошел. Появились новые современные кварталы, обновились парки. Как автомобилист могу уверенно сказать, что стали лучше и безопаснее дороги. Город строится, и это хорошо, значит, он живет и развивается.

Кумиров давно нет

– Какие города и страны вызывают желание быть в их окружении дольше?

– Мне сложно сказать, у меня небольшой опыт путешествий ввиду особенности профессии. Работать удаленно архитектору практически невозможно. Ты всегда должен быть включен в процесс работы на 100%, готов выехать на стройку или к заказчику, решить возникающие проблемы. Семьей мы путешествуем скорее с целью спокойного отдыха и восстановления жизненных сил.

Как архитектору мне, безусловно, нравятся развитые в цивилизационном плане страны, где богатое архитектурное наследие. В России та же Москва сейчас находится на достаточно высоком уровне современного архитектурного и градостроительного развития. Там всегда есть что посмотреть и чему поучиться в плане организации городской жизни и архитектурных объектов и комплексов.

– Кто – компания или персона – для вас ориентир?

– Ориентиров и тем более кумиров давно нет. Видимо, уже возраст не тот. Мне интересны конкретные проекты и реализации в среде, приемы, идеи, находки в архитектуре, дизайне и благоустройстве. Интересно то, что удивляет и вдохновляет. Важна новизна.

Микрорайон "Европейский берег" в Новосибирске — лучший пример комплексной средовой застройки в Сибири, в нем замечательная набережная и прекрасная новая школа, "Садовые кварталы" в Москве — один из пионеров в нашей стране высококлассной авторской архитектуры в крупном квартальном масштабе. Парк культуры и отдыха "Новая Голландия" в Санкт-Петербурге — пример качественной реновации исторической среды.

– Вы прокручивали сценарий "релокации"? Что бы это дало? Более богатую культурную жизнь, например?

– В 2010 годах, на начальном этапе карьеры, мы с женой (архитектор, соавтор работ мастерской Квасова. – Прим. ред.) всерьез рассматривали переезд из Барнаула. В Красноярске было заманчивое предложение о работе в крупной архитектурной фирме. И в Екатеринбурге – городе, который нам очень нравится. Там хорошая архитектура и богатое историческое наследие. Этот город ощущается столичным, благоустроенным и достаточно современным. Но не сложилось, в основном по семейным обстоятельствам.

Сейчас я вижу, что успех в архитектурной профессии зависит не только от тебя и твоих действий, но и от стечения множества обстоятельств. И на многие ты повлиять не в силах. Переезд – это всегда риск, но не менее рискованно ничего не менять вообще. Поэтому, если у тебя есть силы, терпение и желание, значит, есть немалый шанс реализоваться там, где ты живешь. Изменить что-то к лучшему здесь.

Не место красит человека, а человек место. Но скажу честно, что в деревне мне было бы непросто. А Барнаул, как ни крути, столичный город, в котором есть экономическое развитие и хорошая общественная жизнь.

– Почему вы остаетесь в Барнауле сейчас, а не ищете команду под "гигантские и грандиозные" проекты, для достижений и самолюбия. Может быть, есть опасение, что там не ждут?

– На первом этапе своей карьеры я долго определялся, что же мне хочется получить от профессии в будущем. Поскольку я человек упрямый и неспешный, мне важно было изучить на практике тот предмет знаний, которому я учился долгих семь лет. У меня было четкое понимание, что после вуза мы ничего толком не знаем и не умеем в архитектуре. Надо набираться практики, пополнять багаж знаний, чтобы стать мастером своего дела и хоть что-то реализовать. Мой вариант – это долгий методичный труд в одном направлении. И для этого прыгать с места на место, на мой взгляд, не лучшая идея.

Поэтому задача на первые пять-десять лет была в том, чтобы научиться полноценно проектировать здания от начала и до реализации. Это была внутренняя мотивация и цель номер один, которая давала сил не сворачивать с пути.

Скажу откровенно, не раз опускались руки. Первые десять лет с реализацией были большие проблемы. Да и чего греха таить, очень не хватало опыта. Так сложилось, что в жизни мне практически не встретились опытные наставники, у которых я бы мог чему-то полноценно научиться, перенять реальную современную проектную школу. Так, чтобы оттолкнуться и прыгнуть выше. Поэтому приходилось мелкими шажками собирать свой личный опыт, свои методы работы, и этот процесс продолжается.

Пока я был занят освоением архитектурной профессии, как-то незаметно пролетело 15 лет, и вопрос о переезде сам отпал. Пошли полноценные реализации, интересные проекты, в которых удается принимать участие от первых эскизов до финальных этапов строительства. В последние три года удалось сформировать небольшую и боеспособную команду, что само по себе огромная ценность. Разменять ее на мифический забег на столицу – уж точно не мой вариант.

"Обезличенность мне не подходит"

– Как-то вы рассказывали, как проектировали дом для музыканта. Он получился в виде рояля. Представьте, что вы – здание. Какое оно? Где оно? Какая у него история?

– Видимо, я квартал! Квартал в городе, современный, новый и постоянно меняющийся – не статичный. Со множеством разнообразных функций. Там кипит жизнь, постоянно что-то происходит и перестраивается. Пожалуй, так я себя ощущаю.

– Нужно ли вам внутренне мириться с тем, что Барнаул и Алтайский край не самые богатые регионы России? Объяснять себе преимущества места, искать радости в малом?

– Я это понимаю, знаю и принимаю. Да, финансовый потенциал у нас ниже, чем условно в Москве. И проблема с профессиональными кадрами в Барнауле стоит остро. Но что стоит за столичными проектами? Надо понимать, что лучшая, крутая, масштабная архитектура – это результат работы огромных команд, где трудятся сотни человек. Там вклад архитектора обезличен. Его авторства как такового нет. И в этом случае в Барнауле, работая в маленькой команде, мне понятно, что вот наш труд, вот наши действия, решения. И вот она реализация. И я знаю каждое решение в нашем объекте. Это невероятно ценно.

Досье

Алексей Квасов родился в 1983 году в Тольятти Самарской области. Его родители родом из Алтайского края, поэтому в 1984 году семья вернулась в Барнаул. После окончания школы в 2000 году учился в Институте архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И. И. Ползунова, окончил с отличием. Дипломный проект "Музей современного искусства в Барнауле" победил в международном смотре-конкурсе дипломных работ 2007 года.

В 2007–2011 годах работал архитектором и преподавателем в родном институте, с 2011 по 2013 год – в ПТМ "М-Арт", затем – в "Барнаулгражданпроекте". С 2018 года возглавляет персональную архитектурную мастерскую.

Под руководством Алексея Квасова разработаны проекты кварталов 2038 "Лапландия", 2036 "Шотландия" в Барнауле, кварталы в Новосибирске и Ленинградской области, храм в селе Малахово Алтайского края. Лауреат Демидовской премии в области архитектуры 2023 года.

Читать в полной версии ➔