Упрямство, харассмент и катарсис в Хельсинки. Архитектор Деринг о запросах Вселенной
Архитектор Александр Деринг заставляет обращать внимание на городские проблемы, о которых хотелось бы помолчать. Порой его обвиняют в корысти, но он настаивает, что дело в другом… Сегодня Деринг двигает "большую" идею разработки мастер-плана для Барнаула. В нем можно проработать децентрализацию города ради избавления от пробок, хотя уже очевидно: отдельные решения придется "отвоевывать с кровью". Он готов к этому и покидать Барнаул не собирается. "Я не вешал на "доску объявления Вселенной" запрос: "Возьмите меня куда-нибудь"".
"Толк" продолжает проект "Барнаул. Я остаюсь". Мы поговорили с ученым и биологом Татьяной Антоненко, архитектором Алексеем Квасовым и дизайнером Алексеем Шелеповым. Эти и другие герои – люди, состоявшиеся в столице Алтайского края как профессионалы. Они могли бы быть успешными в других городах и странах, но живут и работают именно в Барнауле. Децентрализации и амбиции– Вы часто разрабатываете общественно значимые проекты. Одна из последних идей, которую слышу от вас, – разработка мастер-плана для Барнаула. Что бы вы предложили городу?
– Мне интересно заниматься аналитикой и стратегиями, чтобы понять, куда двигаться. Например, стратегия децентрализации. Ведь что такое 230 тыс. проживающих в Индустриальном районе? Это город! И вот каждое утро довольно значимая его часть оказывается в транспорте. Чтобы уйти от этого, на окраинах нужно закладывать инновационные и социальные объекты. Ну зачем, условно, всем студентам толкаться в центре?
Задача по децентрализации суперамбициозная, и в Барнауле возможности для легкого решения уже упущены. Большие свободные локации уже расторгованы под жилые микрорайоны. В Индустриальном районе нет мест для крупных социальных объектов – реальных точек притяжения.
Мастер-план выделяет приоритетные стратегии и цели для города и описывает, что нужно для их достижения. Если нужно, под него подстраивается и генеральный план. Он может изменить или задать его суть и сделать его, например, промышленным, туристическим, студенческим и т. д.Развитие транспорта может быть еще одной большой стратегией для Барнаула. Для этого нужны системы парковок, новых линий маршрутов общественного транспорта, развязок, пересадочных хабов и др. Важно уходить от маршруток в пользу крупных автобусов.
Вот все смеялись над идеей пустить по Павловскому тракту трамвай. А почему бы и нет? Трамвай – хороший транспорт, который бы выручил людей. К нему можно подцепить два-три вагона, чтобы перевозить больше пассажиров. Но надо понимать, если делать из Павловского тракта красивую и функциональную магистраль, то что-то придется отвоевывать с кровью.
Может быть и более локальная стратегия. Например, "реабилитация" Пивоварки. Мы можем подключить программу "Малые реки России", чтобы восстановить ее экосистему, построить систему набережных. То есть вернуть эту реку городу. Это будет вообще круто!
Поэтому жду, когда появятся стандарты по проектированию мастер-плана. Я бы с удовольствием поработал над таким проектом. Как это должно быть организовано, для меня понятно.
Вредность по обстоятельствам– Вы часто передвигаетесь по городу на велосипеде или пешком. Почему у вас нет автомобиля? С ним же удобнее.
– Да, я живу и работаю в центре, поэтому чаще передвигаюсь пешком, на велосипеде или такси. Может, отчасти это моя вредность, но я принял для себя жестокое решение: не буду ездить на своей машине, чтобы не создавать дополнительную проблему на дорогах. Хотя, конечно, было бы удобнее, например, путешествовать по Алтаю.
Но я понимаю, что жителям других районов города принять такое решение сложнее. Хотя какое-то количество выездов на автомобиле они могли бы сократить, например, пользуясь удобными пешеходными связями.
– Да, к сожалению, не всегда безопасно идти на большие расстояния по городу. Например, вдоль Павловского тракта есть опасные участки.
– Действительно, комфортных пешеходных связей в городе пока недостаточно. Я в свое время задался целью исследовать микрорайоны, чтобы понять, как поменять ситуацию. Тогда студенты для дипломной работы выявили пути от кинотеатра "Россия" дворами до Красноармейского. Они сделали серьезную аналитическую работу и предложили благоустроить этот трафик: устроить покрытие, освещение и даже "посадить" по ходу следования мелкий сервис.
Такие пути есть в каждом микрорайоне. Давайте формализуем и обустроим их, если они оказались удобными. Это тоже одна из интересных тем, которая может помочь городу стать комфортным. Нужно просто заниматься средой. Человек – это главное. Архитектура – она ведь для человека, а не для показа.
– Один из ваших знаковых проектов – дело последних, наверное, десяти лет – Барнаульский сереброплавильный завод. Или, как вы его называете, "Спичка". Вы запустили "Субботники на Спичке" и очень долго собирали там волонтеров и просто любопытствующих. Зачем вам тратить личное время в таких объемах на подобное?
– Я много лет рядом с этим комплексом. Одно время им владел предприниматель, который хотел сделать из него что-то вроде Диснейленда. Это было для меня странно. Я пытался убедить его в сторону другой концепции, основанной на максимальном сохранении аутентичности территории с современным ее использованием. Он все равно заказал проект, но наступил кризис. Потом очередным собственникам там виделся СПА и какие-то другие странные вещи.
Сейчас комплекс у Евгения Ракшина. У меня была мысль, что энергичные действия вроде "Субботника" помогут получить возможность подключиться к проектированию в нужном направлении. Боже, сколько харассмента я за это получил. Но я не реагировал на это, потому что генеральная цель этого проекта была и остается в другом: я хотел и хочу обратить внимание общественности на плачевное состояние этого уникального комплекса. Это искренне. А то, что я бы получил заказ на дальнейшую реставрацию, это было вторично. Фестивали "Фабриказавод", которые мы придумали с друзьями, предложили свои решения дальнейшего развития этой территории.
Сейчас у собственника готова концепция приспособления зданий комплекса. Я рад, что наши идеи нашли там место. Дело за тем, чтобы найти профессиональных проектировщиков, которые сделают проект реставрации с приспособлением. В общем, все дорого и долго. Возможно, и нам будет предложено продолжить осуществлять эти планы. Решение – за собственником.
Барнаул меня очаровал– У вас огромная насмотренность, тяга к большим проектам, но вы остались в Барнауле – маленьком и провинциальном городе. Почему?
– Барнаул меня очаровал с первых минут теплой весной, запахом сирени, красивой архитектурой площади Октября. Конечно, потом он раскрылся и с других сторон, но первое впечатление осталось.
На момент выпуска из вуза предложений уехать, например, в Москву не было. Тогда это было большой редкостью, но меня это не тяготило. И потом, для меня всегда важно мое окружение: друзья и профессионалы, с которыми можно посоветоваться, поговорить, обсудить что-то. И именно в такую среду я попал.
Помню, в один из приездов в Барнаул во время учебы я побывал в квартире на Солнечной Поляне, в которой в то время проживали известные архитекторы Барнаула и Омска Андрей Гетте и Сергей Боженко. Сергей Тисленко, мой многолетний партнер и друг, появился в моей жизни уже на работе в "Алтайгражданпроекте". Семья моей супруги дружила с семьей Казариновых (Казаринов, главный архитектор Барнаула в 1969–1977 и в 1983–1986 годах. – Прим. ред.). Виктор Владимирович был человек интересный и курировал молодежь.
У нас была очень хорошая компания. Да, первое время мы в основном работали с типовыми проектами, но место для творчества находилось. Я любил прикладную графику и оформил три книги в Алтайском книжном издательстве. Работал с главным барнаульским ботаником и биологом Ириной Верещагиной и готовил иллюстрации для ее книги о редких видах растений Алтая. Это позволяло компенсировать творческие порывы, которые невозможно было реализовать на типовых проектах зданий.
– Были мысли о релокации?
– Почему вы все время хотите меня "выселить" из Барнаула? Нет, таких мыслей никогда не возникало: я не вешал на "Доску объявлений Вселенной" объявление "Возьмите меня в Москву или еще куда-то". Барнаул оказался моим. Это компактный и осязаемый город, который я понимаю и чувствую.
Можно было вернуться на мою родину – в уютный студенческий Томск, но зачем, если я состоялся тут – оброс связями и друзьями, вижу проблемы города, интересные проекты. А "крутость" этих проектов на самом деле не зависит от адреса. Я до сих пор совмещаю проектирование с прикладными вещами, увлекаюсь графическим дизайном.
Вот совсем недавно с огромным удовольствием подготовил материал для двух выставок: 110 лет архитектору Георгию Попкову, который был главным архитектором института "Алтайгражданпроект" (с 1959 года), и 100 лет Николаю Первушину, первому председателю Алтайского отделения Союза архитекторов СССР.
– Вы думаете о масштабировании вашей мастерской в Барнауле или, может, даже за его пределы?
– Я с самого начала не ставил перед собой задачу сделать крупный проектный институт под 100 человек сотрудников. Да, тогда мы могли бы предложить заказчику все этапы проектирования, от идеи и даже маркетинга до авторского надзора. Но я понял, что тогда я потеряю творческое начало. Работа превратится в рутину.
Управление огромным количеством людей – это другой менеджмент. Там творческая составляющая уходит даже не на второй план, а дальше. Там главное – быстрее выйти на этап подготовки рабочей документации и получить гонорар. Мне это никогда не было интересно. Это не мое.
Мы с моим партнером Сергеем Ивановичем Тисленко определили, что качественную архитектуру и дизайн мы можем делать в небольшом коллективе единомышленников. Люди – это люди, каждому нужно уделить внимание: спросить, что получается и что нет, проконтролировать сроки, уточнить детали и т. д.
Я создаю максимально комфортные условия для сотрудника, но и требую отдачу. У нас взаимоуважительные отношения к сотрудникам, но и свою неудовлетворенность чьим-то результатом я могу высказать. Корректно, но человек обязательно поймет и прочувствует, примет решение, как действовать дальше. Кто у меня работает – не случайные "попутчики".
– Есть ли условия, при которых вы покинете Барнаул?
– Нет. Теперь тут мои корни, и мне здесь комфортно. Зачем что-то круче? У меня принцип – получать удовольствие от жизни каждый день, что-то создавая и проектируя. Для архитекторов очень важно путешествовать по миру и стране, участвовать в конкурсах и фестивалях. И мы стараемся делать это.
Откуда вы черпаете силы на новые вызовы?
Опыт показывает: если постоянно говорить и напоминать о возникающих в жизни проблемах, это начинает срабатывать. Упрямство – вот моя поддержка.
– Когда, по-вашему, нужно все-таки встать и уехать?
– Если усилия, которые предпринимаются, не дают качественного прорыва и результата, а в другом месте есть шанс.
Я не люблю понятие "мечта". Ну что это? Можно мечтать и не получить от этого ничего: ни собственно результата, ни даже вдохновения. Я живу короткими и вполне понятными целями. И поэтому многое сбылось из того, что я хотел. Без всяких московских бюджетов и специальных протеже. Вокруг меня интересные люди. Они интересуются моим творчеством и находят в этом себя, знакомятся со мной, предлагают реализовать свои идеи и пожелания. Чем больше работаешь, тем больше работы становится.
Родом из Томска– Александр Федорович, почему вы выбрали архитектуру? Вот с самого начала.
– Я родился в Томске и школьником ходил по улице Красноармейской, где сосредоточены мировые шедевры деревянного зодчества. Кружева резьбы всегда вдохновляли и удивляли. А еще я хорошо рисовал. Всегда и все время, хотя не оканчивал художественной школы. В старших классах знакомая семьи рассказала о новосибирском архитектурном институте – вдохновенно и восторженно. И в моей голове все сложилось – вот она, моя профессия, которая объединяет все, что я люблю!
– Вы писали в своих соцсетях, что ваш кумир – Алвар Аалто. Почему он?
– Он изящно адаптировал классику к современной жизни. В 2007 году я съездил в Хельсинки, чтобы "пощупать" его архитектуру руками. Это был какой-то катарсис, потрясение. Я просто смотрел и внутренне переживал увиденное. Я почувствовал, какая была любовь у Аалто даже к маленьким деталям: дверным ручкам, тому, как соединены блоки облицовки, построена кровля... Сейчас такого нет. Мы открываем интернет, перебираем каталоги и выбираем нужные детали.