В Алтайском крае хотят выделить новые заповедные территории и расширить часть прежних
Ученые и экологические общественники Алтайского края подготовили предложения по развитию схемы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на ближайшую десятилетку. В план хотят включить как новые комплексы, так и существующие, но с откорректированными границами. По словам экологов, схему еще предстоит согласовать с властями и хозяйствующими субъектами. Последние иногда противятся ужесточению природоохранных режимов.
О перспективах развития алтайских ООПТ до 2035 года "Толку" рассказал эколог и эксперт ОНФ Алексей Грибков. Список предложений, который инициативная группа представила на рассмотрение краевого минприроды, включает 53 позиции.
В частности, в схему внесли одну ООПТ федерального значения: речь о нацпарке "Горная Колывань", который собирались создать в регионе еще несколько лет назад.
Экологи также предлагают выделить два новых заказника: "Кумир" в Чарышском районе и "Боровые болота" в Топчихинском. Семь существующих заказников рекомендуют расширить.
Пересмотреть границы предлагается в таких заказниках, как "Благовещенский" (Благовещенский район), "Бащелакский" (Чарышский и Солонешенский районы), "Пеликаний" (Бурлинский район), "Уржумский" (Алейский район), "Рубцовская степь" (Егорьевский район), "Полуостров Струя" (Угловский район), "Каскад водопадов на реке Шинок" (Солонешенский район).
Кроме того, ученые настаивают на создании 15 новых памятников природы, 21 охраняемого природного комплекса и трех экотуристических территорий. Кстати, две последние разновидности ООПТ появились в краевом "экологическом" законодательстве недавно – в 2023 году.
"Охраняемый природный комплекс – это некая "промежуточная" категория между памятником природы и заказником. Это небольшой локальный комплекс, например долина речки. И он чем-то ценен: может содержать редкие виды растений и животных или какие-то уникальные геологические объекты", – поясняет Алексей Грибков.
Экологи также рассчитывают скорректировать границы двух существующих охраняемых природных комплексов ("Степи у озера Бурлинского" в Славгороде и "Озеро Куричье и урочище Касалгач" в Ключевском районе) и двух памятников природы ("Голубцовские склоны" в Заринском районе и "Озеро Займище" в Шипуновском).
Алексей Грибков отмечает, что в новой схеме развития ООПТ сделан особый акцент на степных экосистемах, которые сегодня считаются недооцененными.
"Ценность леса все понимают. Когда говоришь про степь, самая первая реакция обычно звучит как "столько земли пропадает". А это такая же экосистема, не менее ценная, к тому же более уязвимая. Много степных видов потеряно безвозвратно. Дрофа жила в Алтайском крае – самая большая летающая птица России. У стрепета бывают только случайные залеты. Кречетки, которая была лицом степей Алтайского края, больше нет. С растениями так же. Есть степные эндемики, которые растут только здесь у нас и больше нигде в мире. Разве мы имеем право их уничтожить?" – продолжает эксперт.
По словам собеседника, предложения экологов будут вынесены на общественные обсуждения. Эксперты уже морально готовятся к тому, что какие-то позиции придется отстаивать с боем: схему нужно согласовать с пользователями природных ресурсов и другими хозяйствующими субъектами.
"Есть страхи, которые не имеют ничего общего с действительностью. Например, люди пишут: "У нас заберут какой-то объект". Но как они себе это представляют? Возьмут речку и унесут куда-то? Или говорят: "Нас не пустят". Кто не пустит? Покажите мне хоть одно КПП или колючую проволоку", – говорит Алексей Грибков.
Общественник также подчеркивает, что в случае утверждения новой схемы площадь зон с особым природоохранным статусом увеличится менее чем на 1%. Сейчас доля ООПТ занимает 6,2% территории Алтайского края.