Помощь вместо принуждения. Алтайские водители просят поддержки у президента
В конференц-зале "СМГ" состоялся круглый стол на тему "Роль отечественных автомобилей в транспортной сфере: проблемы и перспективы локализации в такси на примере Алтайского края". Участники встречи обсудили ситуацию вокруг локализации автомобилей для такси, потенциальные риски и способы их минимизировать.
Риски локализацииПо словам депутата АКЗС Сергея Матасова, меньше трети таксопарков России готовы обновлять парк отечественными автомобилями даже при наличии субсидий. Цены на популярные модели авто заметно выросли, а отрасль все еще сталкивается с дефицитом кадров. Принятый закон о локализации такси вызывает отдельные опасения.
"Эксперты "Национального совета такси" (НСТ) уверены, что в текущей редакции документа содержится немало рисков – от оттока водителей до снижения качества и безопасности поездок. В случае реализации законопроекта жители Алтайского края могут лишиться возможности пользоваться такси, что кратно увеличит нагрузку на общественный транспорт, который и так работает с перебоями", – подчеркнул Матасов.
Круглый стол стал площадкой для обсуждения механизмов, которые позволят учесть интересы всех участников рынка: пассажиров, перевозчиков и автозаводов.
"О важности баланса между перевозчиками такси и производителями говорил президент России Владимир Путин во время посещения одного из автопредприятий страны", – напомнил Матасов.
Дефицит доверияДепутат АКЗС Людмила Цивилева уверена: будущее таксопарков, если их обяжут перейти на отечественные автомашины, – под большим вопросом. Недавнее исследование НСТ показало, что водители, возможно, не доверяют российским авто.
Ситуацию усугубляет серьезное удорожание отечественной автопродукции. За несколько лет цена самых популярных моделей выросла почти в два раза. При этом стоимость иномарок экономкласса повысилась существенно меньше. По словам спикера, в Национальном совете такси обеспокоены сложившейся ситуацией и обратились в ФАС с просьбой проверить законность такого ценообразования.
"Попытки принудительно пересадить всех таксистов на отечественный автопром вызывают негативную реакцию участников рынка. Но главное, такой подход противоречит позиции президента о необходимости найти баланс между перевозчиками и производителями", – уверена Цивилева.
За защитой – к президентуПредставитель самих таксистов, водитель-самозанятая Марина Щеголькова также вернулась к тезису о недоверии к отечественным авто.
"Климат у нас суровый, поэтому российские машины не так сильно востребованы – именно в силу географического расположения региона на юго-востоке Западной Сибири. Ведь в сильные морозы проблемой может стать практически все: от ремонта до попыток завести двигатель без дополнительного подогрева. Недостаточная адаптированность к природным условиям делает наши машины малорентабельными для эксплуатации в такси. Не удивительно, что наши земляки традиционно предпочитают китайские или японские авто. С учетом такой специфики право определять требования к уровню локализаций надо оставить за регионами – на местах виднее", – подчеркнула Щеголькова.
Опять же, чтобы пересесть на автомобили российского производства, водителям предстоит понести значительные расходы. Это может привести к уходу людей из профессии или в "серую зону", говорит Щеголькова. Дефицит кадров вызовет рост цен на поездки, снижение комфорта и безопасности для пассажиров и таксистов.
Коллега Щегольковой по цеху, таксист Юрий, высказался более категорично.
"Скажу как самозанятый водитель: без господдержки мы не потянем в текущих условиях замену машин. Средства, вырученные за мою старую иномарку, едва ли покроют расходы на новое авто. Машины таксистов на вторичном рынке стоят недорого: покупателей смущает высокий пробег и количество ДТП, в которых я мог побывать", – сетует Юрий.
По мнению участников диалога, решением проблемы могли бы стать различные форматы господдержки – от льготного лизинга до беспроцентных кредитов с нулевым первоначальным взносом. Для разработки подобных мер алтайские таксисты решили обратиться к президенту России.