Участники встречи обсудили возможные риски принудительной локализации такси и предложили меры, направленные на их предотвращение
В конференц-зале "СМГ" состоялся круглый стол на тему "Роль отечественных автомобилей в транспортной сфере: проблемы и перспективы локализации в такси на примере Алтайского края". Участники встречи обсудили ситуацию вокруг локализации автомобилей для такси, потенциальные риски и способы их минимизировать.
Риски локализации
По словам депутата АКЗС Сергея Матасова, меньше трети таксопарков России готовы обновлять парк отечественными автомобилями даже при наличии субсидий. Цены на популярные модели авто заметно выросли, а отрасль все еще сталкивается с дефицитом кадров. Принятый закон о локализации такси вызывает отдельные опасения.
"Эксперты "Национального совета такси" (НСТ) уверены, что в текущей редакции документа содержится немало рисков – от оттока водителей до снижения качества и безопасности поездок. В случае реализации законопроекта жители Алтайского края могут лишиться возможности пользоваться такси, что кратно увеличит нагрузку на общественный транспорт, который и так работает с перебоями", – подчеркнул Матасов.
Круглый стол стал площадкой для обсуждения механизмов, которые позволят учесть интересы всех участников рынка: пассажиров, перевозчиков и автозаводов.
"О важности баланса между перевозчиками такси и производителями говорил президент России Владимир Путин во время посещения одного из автопредприятий страны", – напомнил Матасов.

Дефицит доверия
Депутат АКЗС Людмила Цивилева уверена: будущее таксопарков, если их обяжут перейти на отечественные автомашины, – под большим вопросом. Недавнее исследование НСТ показало, что водители, возможно, не доверяют российским авто.
Ситуацию усугубляет серьезное удорожание отечественной автопродукции. За несколько лет цена самых популярных моделей выросла почти в два раза. При этом стоимость иномарок экономкласса повысилась существенно меньше. По словам спикера, в Национальном совете такси обеспокоены сложившейся ситуацией и обратились в ФАС с просьбой проверить законность такого ценообразования.
"Попытки принудительно пересадить всех таксистов на отечественный автопром вызывают негативную реакцию участников рынка. Но главное, такой подход противоречит позиции президента о необходимости найти баланс между перевозчиками и производителями", – уверена Цивилева.

За защитой – к президенту
Представитель самих таксистов, водитель-самозанятая Марина Щеголькова также вернулась к тезису о недоверии к отечественным авто.
"Климат у нас суровый, поэтому российские машины не так сильно востребованы – именно в силу географического расположения региона на юго-востоке Западной Сибири. Ведь в сильные морозы проблемой может стать практически все: от ремонта до попыток завести двигатель без дополнительного подогрева. Недостаточная адаптированность к природным условиям делает наши машины малорентабельными для эксплуатации в такси. Не удивительно, что наши земляки традиционно предпочитают китайские или японские авто. С учетом такой специфики право определять требования к уровню локализаций надо оставить за регионами – на местах виднее", – подчеркнула Щеголькова.
Опять же, чтобы пересесть на автомобили российского производства, водителям предстоит понести значительные расходы. Это может привести к уходу людей из профессии или в "серую зону", говорит Щеголькова. Дефицит кадров вызовет рост цен на поездки, снижение комфорта и безопасности для пассажиров и таксистов.

Коллега Щегольковой по цеху, таксист Юрий, высказался более категорично.
"Скажу как самозанятый водитель: без господдержки мы не потянем в текущих условиях замену машин. Средства, вырученные за мою старую иномарку, едва ли покроют расходы на новое авто. Машины таксистов на вторичном рынке стоят недорого: покупателей смущает высокий пробег и количество ДТП, в которых я мог побывать", – сетует Юрий.
По мнению участников диалога, решением проблемы могли бы стать различные форматы господдержки – от льготного лизинга до беспроцентных кредитов с нулевым первоначальным взносом. Для разработки подобных мер алтайские таксисты решили обратиться к президенту России.