"Убер"? "ЯндексТакси"? "Максим"? А может, простой мессенджер? Уже больше года в Новоалтайске работают онлайн-группы нелегальных извозчиков
Жители Новоалтайска, города-спутника краевой столицы, все чаще жалуются на невозможность вызвать такси. Некоторые агрегаторы показывают полное отсутствие машин на линии, а в других водители часами могут не брать заказ. При этом вызвать автомобиль можно легко и быстро, но лишь через известный мессенджер. Редакция "Толка" выяснила, почему таксисты начали уходить "в тень" и чем это грозит.
Подпольная сеть "бомбил"
Алина – одна из тех, кто столкнулся с проблемой в самый неподходящий момент. Девушка опаздывала на поезд и рассчитывала добраться до вокзала на такси, однако утром не смогла вызвать машину, поскольку на линии не было ни одного водителя:
"Семь часов утра. Автомобилей нет. Я бы поняла, если бы это было в снегопад, ливень, гололед, но нет. Обычное утро. А недавно подруга вечером долго не могла уехать домой. Когда спустя полчаса машина все-таки откликнулась, выяснилось, что водитель просто случайно принял заказ – нажал не туда".
При этом нелегальный способ вызова такси через группу в мессенджере действует безотказно. Корреспондент "Толка" обнаружил в популярном приложении три сообщества, в общей сложности на 2,2 тысячи участников. Все они закрытые, и вступить туда можно только по ссылке-приглашению. Как признался корреспонденту "Толка" один из таксистов, вернуться "в тень" их заставило несколько факторов:
"Изначально все упиралось в комиссии агрегаторам, которые съедали приличную часть заработка. Себе в убыток работать не хотелось никому. Сейчас к этому добавились невыполнимые требования к водителям. Выйти подработать без оформления уже нельзя".
Под "невыполнимыми требованиями" подразумевается Федеральный закон о такси ФЗ-580. Он действительно внес значительные изменения в работу агрегаторов, таксопарков и водителей. Сложившийся за последние годы привычный ритм работы пошатнули новые правила, коснувшиеся всех участников рынка.
"Закон суров, но это закон"
Закон о такси, вступивший в силу около года назад, наделил обязанностями всех причастных к пассажироперевозкам. Так, например, службы заказа теперь должны быть зарегистрированы в специальном реестре, заключить договор с каждым водителем, ежедневно проверять таксистов и нести материальную ответственность за безопасность пассажиров.
Водители, в свою очередь, также должны соблюдать ряд требований: официально работать в штате таксопарка, открыть ИП или стать самозанятым и заключить договор с агрегатором. Кроме того, тем, кто трудится сам на себя, придется оформить два страховых полиса – ОСАГО и ОСГОП, а также получить разрешение на работу. Для этого водитель должен обладать необходимым стажем, не иметь задолженностей по штрафам и непогашенных судимостей, знать адреса органов местного самоуправления, медицинских учреждений, объектов культуры и мест отдыха.
Всесторонний контроль за пассажироперевозками должен был в том числе повысить безопасность. Если раньше любой желающий мог полноценно устроиться или изредка подрабатывать в такси, то после обновления законодательства просто подключиться к приложению агрегатора уже недостаточно.
Новоалтайск – не единственный населенный пункт, где таксисты начали работать в "серую" через соцсети. Аналитическое агентство "Прессиндекс" по запросу АНО "Цифровые платформы" подсчитало общее количество групп и чат-ботов для вызова такси в соцсетях. В мессенджере Telegram таких в общей сложности оказалось 263, в "ВК" – 3,8 тысячи. Все они позволяют пассажирам находить водителей напрямую в обход агрегаторов. Однако именно в Новоалтайске проблема нелегальных пассажироперевозок приобрела общегородской масштаб.
В самой многочисленной группе за сутки количество сообщений с "вызовами" такси достигает 250. Процесс давно налажен: администраторы оперативно отвечают, отправляя в чат стикер с маркой и номером машины, а также информацию о стоимости и времени ожидания. При этом в описании группы указано, что сообщество не имеет отношения к такси, лишь "оказывает информационную помощь по поиску свободного автомобиля". Информация о выполненных заказах быстро удаляется.
Помимо тех, кто активно пользуется услугами таких сообществ, есть и те, кого пугают последствия нелегального извоза. Игорь живет в одном из отдаленных районов города, где курсирует всего один автобус, и тот лишь по центральным улицам. Для большинства жителей собственный автомобиль – это, как говорится, не роскошь, а единственное средство передвижения:
"Сломалась машина. Попытался вызвать такси. Сначала через один агрегатор, потом через другой. Повышал стоимость поездки несколько раз, дошел до 600 рублей за пару километров пути. Все бесполезно. Ребенку нужно в школу, мне на работу. Пришлось несколько остановок идти пешком до автобуса. В итоге везде опоздали".
О том, что в мессенджере есть несколько групп для вызова такси, Игорь слышал, но принципиально их игнорирует:
"Для меня безопасность ребенка превыше всего. Где гарантия, что там нормальные водители? Кто их проверяет? А если вдруг авария, с кого спрос?"
Назад в "лихие 90-е"
Одно из наиболее вероятных последствий массового ухода извозчиков в "серую" зону – это рост числа опасных инцидентов. Заказывая такси через мессенджер, человек не может знать, проходил ли водитель медосмотр, исправен ли его автомобиль и есть ли у него вообще права. К тому же маршрут не регистрируется ни в одном агрегаторе, а значит, нет никаких гарантий, что машина не свернет с пути.
Однако нелегальный извоз подвергает опасности не только пассажиров. По данным совместного исследования независимого профсоюза "Новый труд" и агентства "ПрессИндекс", число сообщений о нападениях на таксистов выросло на 27%. При этом чаще всего в них идет речь о тяжких и особо тяжких преступлениях – убийствах и покушениях на жизнь водителей.
"Аналитики не берутся утверждать, что жертвами преступлений стали в основном водители-"нелегалы", но и опровергнуть это утверждение из полученных данных невозможно", – говорится в исследовании.
Руководитель оперативного штаба независимого профсоюза Алексей Неживой также опасается, что уход в "серую" зону приведет к хаосу в отрасли, при котором не будет защищен ни клиент, ни водитель:
"С нелегальным извозом и подобной статистикой роста нападений мы легко можем откатиться назад, в "лихие 90-е". Такси тогда было зоной риска, причем не только для пассажиров".
Кадровый голод
По данным "Ведомостей", к концу прошлого года нехватка таксистов составляла около 80 тысяч человек. С тех пор ситуация не улучшилась. На момент написания материала на одном лишь сайте "Авито" от различных агрегаторов размещено порядка 250 предложений о работе в сфере пассажироперевозок в черте города Новоалтайска.
Среди возможных причин кадрового кризиса аналитики отмечают отток работников в другие сферы деятельности, возросшие расходы на обслуживание автомобилей, а также новый закон о пассажироперевозках. Один из бывших таксистов рассказал "Толку":
"После введения ограничений я ушел работать на завод. По часам занятость чуть больше, но и по зарплате выходит +25%. К тому же теперь работа не зависит от автомобиля, и это тоже плюс. Я стал больше двигаться, перестала болеть шея и спина между лопаток. Появилась уверенность в завтрашнем дне – знаю, что не останусь без денег, если уйду на больничный или в отпуск. Из минусов только то, что график поменять нельзя, если твоя смена – иди и работай".
За опытных водителей-профессионалов, оставшихся в отрасли, между агрегаторами сейчас идет тихая борьба. В то же время в мессенджерах о кадровом дефиците речи не идет. В двух из трех групп на вопрос о возможности устроиться на подработку корреспонденту "Толка" ответили, что штат полностью набран и вакантных мест нет. В третьей администратор уточнил, приходилось ли ранее работать в формате сообщества в мессенджере, однако после уточняющих вопросов по поводу условий собеседник попросту перестал выходить на связь.
К каким последствиям в долгосрочной перспективе приведет массовый уход таксистов в "серую" зону, может показать лишь время. Однако, как сообщает "Коммерсант", уже сейчас власти, обеспокоенные этой проблемой, предлагают внести в закон "О такси" изменения, ослабив ряд отраслевых требований.