Общественный транспорт Барнаула: каким образом его хотят развивать до 2036 года
Принятая буквально на днях стратегия социально-экономического развития Барнаула до 2036 года не могла обойти стороной и одно из самых больных мест краевой столицы: общественный транспорт. Судя по приведенным в документе данным, кризис этой сферы начался довольно давно. Какие проблемы отрасли выделяют разработчики стратегии и какие направления роста видят – в материале "Толка".
Город растет, транспорт "сохнет"О динамике в развитии (или упадке) состояния транспорта нагляднее всего говорят цифры. Как сказано в документе, в далеком уже 2006 году в городе работали 126 перевозчиков. Однако за пять лет их численность сократилась до 38, а к концу 2024 года эта отрасль насчитывала всего 23 частных участника. Причины подобного, впрочем, в стратегии не названы.
Параллельно в городе сокращалась и численность подвижного состава, то есть непосредственно перевозящей пассажиров техники: если к 2012 году количество единиц подвижного состава сократилось до 1012 единиц против 1200 в 2006 году, то к 2025 году "поголовье" подвижного состава уменьшилось уже до 625 единиц. При этом нельзя не отметить: город в это же время рос, как и потребность в транспорте.
При этом структура пассажирских перевозок также менялась: росло значение трамваев и троллейбусов. Что, опять же, явно связано в том числе и с "вымиранием" автобусов и маршруток. Общий же объем пассажирских перевозок в Барнауле, по данным стратегии развития города, с 2015 по 2024 год сократился на 55%. Способствует этому рост автомобилизации: ожидается ее рост с 408 автомобилей на 1000 жителей в 2021 году до 450 автомобилей на 1000 жителей к 2036 году.
Все на трамвайНо вернемся к расширению города. Как сказано в документе, более трети горожан имеют "крайне высокую" степень обслуживаемости общественным транспортом (вероятно, это люди, проживающие в центре города вдоль проспектов Ленина, Красноармейского, Социалистического и Комсомольского).
А вот минимальная обслуживаемость фиксируется как в "зоне одноэтажной застройки на окраинах города", так и в центре города "в зоне малоэтажной застройки вдоль проспекта Коммунаров" (кстати, сами барнаульцы с оценкой проспекта Коммунаров как "центра" могут не согласиться).
Впрочем, могут усомниться горожане и в других данных и выводах стратегии.
"В 2011 году регулярность движения составляла 60,8%, к 2024 году она повысилась до 85%", – заявляют разработчики.
Кстати, нельзя не отметить: судя по приведенным данным, роль электротранспорта в пассажирских перевозках в Барнауле трудно переоценить. Так, в 2024 году на электротранспорте (который обслуживается единственным Горэлектротрансом, а не десятками перевозчиков) прошло 34% поездок, совершенных барнаульцами.
Вызовы и сложностиЧто же касается проблем городского транспорта, то они выделены отдельно, хоть и объединены с бедами дорожного хозяйства. Они таковы:
Износ подвижного состава общественного транспорта и общий дефицит инвестиций в отрасль. Отсутствие синхронизации дорожного строительства с жилищным строительством. Наличие в улично-дорожной сети города узких мест, вызывающих образование транспортных заторов и снижение пропускной способности. Высокие бюджетные издержки на содержание новых дорог на территориях нового жилищного строительства.Проблемы, на которые жалуются горожане в соцсетях, в принципе вписываются в вышеупомянутые категории. Например, дефицит автобусов и проблемы с тем, чтобы уехать из той или иной части города вечером, вполне может быть последствием того самого дефицита инвестиций.
Отставание транспортной инфраструктуры от темпов строительства в стратегии как городская проблема упоминается неоднократно. В том числе и в "консервативном" (фактически пессимистичном) сценарии будущего города.
"Пространственное развитие города не будет гармоничным, нарастание транспортных и инфраструктурных проблем усугубит перегрузку центра города Барнаула, городское пространство останется фрагментированным", – предостерегают разработчики.
Цели, задачи и направленияРазумеется, немало сказано и о том, "что же делать" с барнаульским общественным транспортом.
"Развитие городского общественного транспорта в городе Барнауле должно быть направлено на его расширение, обновление и модернизацию. Общественный транспорт города должен соответствовать современным международным и российским стандартам. Транспортная политика города должна ориентироваться на мультимодальный характер общественного транспорта", – заявляет стратегия.
Город обладает тем, что создатели стратегии назвали "уникальным преимуществом": сохранившейся трамвайной сетью. Однако Барнаулу все еще необходимо обновлять подвижной состав всех видов транспорта, увеличивать количество низкопольных трамваев и повышать долю транспорта, удобного для использования маломобильными гражданами.
Для повышения "связанности территории" города создатели стратегии предлагают продлить линии трамваев и троллейбусов до новых жилых районов, а в центре города запустить новые маршруты. Необходимо, по мнению разработчиков, дальнейшее повышение доли электротранспорта в пассажирских перевозках. Также город имеет потребность в развитии велоинфраструктуры и сети велодорожек.
Последние штрихиЧто же касается автобусов, то улучшить положение дел здесь должна совместная работа с перевозчиками: за счет обновления автобусного парка, повышения требований к качеству автобусного парка, повышение конкурентности на рынке автобусных перевозок (здесь должен поспособствовать муниципальный перевозчик).
Кстати, о муниципальном перевозчике: по всей видимости, программа писалась довольно давно, так как там сказано буквально следующее: "Для повышения качества перевозок, а также с учетом того, что городу переданы новые современные автобусы, в будущем целесообразно создание муниципального автобусного перевозчика". Новые автобусы уже достаточно давно курсируют по маршрутам №1 и №10 от имени "Горэлектротранса".
Упоминается в документе и потенциальный перевод общественного транспорта на альтернативные виды топлива для пущей экологичности. Однако авторы отмечают: он должен основываться на учете "бюджетных возможностей властей" и "инвестиционных возможностей перевозчиков", так как стоимость современных электробусов весьма и весьма велика.