Палки в колеса "телеги". Как ситуация с Telegram может повлиять на алтайский бизнес
Одним из крупнейших "медийных" событий последних дней стала новость о том, что мессенджер Telegram навлек на себя гнев Роскомнадзора и будет подвергнут принудительному замедлению. Особой радости эти события не вызвали даже у тех, кто уже успел параллельно освоиться в отечественном MAX, который позиционируется как главный и самый перспективный конкурент "телеги" в стране. А отдельная категория граждан, возможно, даже могла пострадать от происходящего финансово: бизнес в последние годы облюбовал Telegram и как рекламную площадку, и как инструмент для связи с клиентами. Что о происходящем с мессенджером думают алтайские эксперты, выяснял корреспондент "Толка".
Экстренное торможениеНапомним, информация о том, что "телеге" поставят в колеса палки, появилась еще 10 февраля. Сперва неофициально, а затем уже и с подтверждением от РКН: мессенджер, мол, все еще не соблюдает российское законодательство.
"По-прежнему <...> не защищены персональные данные, нет реальных мер противодействия мошенничеству и использованию мессенджера в преступных и террористических целях", – говорится в заявлении ведомства.
А дальше в СМИ и блогах разверзся ад: и массовое недовольство, и поддержка позиции РКН (менее громкая, так как человек, которого все устраивает, обычно высказываться не склонен), и даже различные теории, связанные с тем, почему Telegram начали "тормозить" именно сейчас.
Что, в сущности, напоминает реакцию граждан на блокировку других сервисов в начале 2022 года или замедление YouTube.
"Как-то договариваться"Среди алтайских экспертов, опрошенных "Толком", энтузиазма по поводу произошедшего не озвучил никто. В том, что в сфере бизнеса ограничения принесут ощутимые неудобства, сомнений также ни у кого не вызывает.
"Могу выразить только сожаление о том, что такая ситуация происходит. Страдают не только телеграм-каналы, но и каналы связи с клиентами. MAX пока недоработан. Мы оказываемся в ситуации, отличной от Китая, где "все свое". MAX не вызывает опасений, но вопрос в том, что он не дает такой же возможности коммуникаций и рассылок", – говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей Алтайского края Андрей Осипов.
Собеседник также отмечает: ему хотелось бы, чтобы владельцы Telegram искали пути для взаимодействия с надзорными органами и властями. Тем более что, как отмечает бизнес-омбудсмен, со стороны государства никто от такого взаимодействия не отказывается.
"Путь один – только как-то договариваться", – убежден Осипов.
"Должно быть право выбора"Депутат АКЗС и глава парламентского комитета по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семенов также согласен с тем, что владельцам мессенджера и надзорным органам необходимо искать способы взаимодействия, которые бы позволили сохранить к нему доступ.
"Да, есть специфические задачи, которые касаются ограничений по достоверности информации, ее защищенности, и, когда нам говорят – переходите на защищенные или полностью подконтрольные государству мессенджеры, это обоснованное требование и ни у кого не возникает никаких вопросов. У нас с нового года комитет полностью в "Максе", и проблем не возникает. Но что касается всего остального, конечно, должно быть право выбора", – считает политик.
А уже представитель IT-отрасли, создатель "НТЦ Галэкс" Владимир Графеев сообщил: у компании также есть раскрученный тг-канал. И на что переходить сейчас – непонятно.
"Тот же MAX у меня установлен, удивительно хорошо работает, не блокируется, хотя многие и относятся к нему скептически. Однако опыта использования MAX как замены телеграм-каналам у нас нет, и мы в эту сторону даже не шли", – сообщил собеседник.
Владимир Графеев указывает: Telegram позволяет подключаться любому человеку, у которого установлено приложение. MAX же пока доступен только жителям России и Белоруссии, хотя к нему пытаются присоединить еще и страны бывшего СССР. Что мешает общению с друзьями и коллегами за рубежом.
"По моей оценке, замедление принесет неудобства и бизнесу, и гражданам. При этом говорить о прямых финансовых потерях не приходится, только о косвенных", – подчеркнул эксперт.
"Период удушья"Наконец, создатель популярного и очень большого интернет-сообщества Barnaul 22 Алексей Куреленок даже посвятил ситуации отдельный пост. Кстати, как раз в Telegram. Его ситуация, судя по всему, задела особенно сильно.
"Почему вместо того, чтобы помогать людям в это сложное время, все делается во вред людям и бизнесу? Большинство депутатов ГД сами из крупных бизнесов. Почему вместо того, чтобы помогать развиваться экономике страны, в такой период удушья и жесточайших многолетних санкций для России вы не инициируете запуск экономических реформ, не упрощаете многие процессы?" – задает риторический вопрос Куреленок.
Здесь необходимо отметить: в данном сообщении он обращается к депутатам Госдумы, которые, по его словам, большинством голосов проголосовали за блокировку Telegram. Это, к слову, не совсем верно: большинство депутатов заблокировало не мессенджер, а думский запрос по поводу обоснованности блокировки в адрес Минцифры.
По оценке Алексея Куреленка, мессенджер Max, который предлагается в качестве аналога, не дает того функционала, который необходим для выстраивания процессов и коммуникаций бизнеса с пользователями. А аналогичные блокировки в прошлом уже принесли ему серьезный финансовый ущерб. Так, с запретом известной "соцсети с фотографиями" бизнесмен потерял около 30 млн рублей.